Искусство любви Эриха Фромма.
Материалы / Философия любви / Искусство любви Эриха Фромма.
Страница 2

«Активная форма симбиотического союза – господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм». Садист хочет избежать одиночества и чувства замкнутости в себе, делая другого человека неотъемлемой частью самого себя.

Он как бы набирается силы, вбирая в себя другого человека, который ему поклоняется.

«В противоположность симбиотическому союзу любовь – это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности».1 Любовь это особая сила в человеке, которая способна преодолеть все лишь бы объединить людей. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом, позволяя человеку оставаться самим собой и сохранять свою индивидуальность. «В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя».2

Зрелая любовь, по Фромму, предполагает определенный набор качеств, в которых индивид реализует свое чувство. Это забота, заинтересованность, ответственность, уважение и знание.

Любовь невозможна без заботы, и это хорошо видно в любви матери к своему ребенку. Мать заботиться о нем, и если она забывает его покормить или вовремя поменять пеленки, то мы можем усомниться в ее любви.

«Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство».2 Человек, который любит, всегда заинтересован, что бы его любимый чувствовал себя комфортно и как можно лучше. Если нет заинтересованности, то мы так же можем усомниться в подлинности его любви.

Забота и заинтересованность в совокупности ведут к еще одному проявлению любви – ответственности. Ответственность – это не налагаемая извне обязанность, а внутренне осознанный долг заботиться о другом человеке. Ответственность это полностью добровольный акт. Любящий человек всегда в ответе за своего любимого. Мать ответственность побуждает заботиться о своем ребенке.

Ответственность могла бы легко выродиться в желание превосходства и господства, если бы не было еще одного компонента любви – уважения. «Уважение вовсе не страх и благоговение, а способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальность и желать, чтобы другой человек максимально развил свою индивидуальность».1 Уважение, таким образом, исключает диктатуру и насилие.

Однако невозможно уважать человека, не зная его. «Знание, которое выступает элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность».2 Например, человек может догадаться, что его любимый раздражен, даже если последний не проявляет этого открыто, но важнее знать, почему он раздражен. И если человек знает, почему его любимый раздражен, то он обладает знанием, которое выступает элементом любви.

Если все эти элементы присутствуют в любви, то она является зрелой любовью, а не просто симбиотический союз. «Любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному "объекту" любви».3

Фромм далее рассматривает различные типы любви. Он разделяет любовь, на различные типы исходя из объекта, на который она направлена. Он выявил: братскую любовь, материнскую любовь, эротическую любовь, любовь к себе и любовь к богу.

Братская любовь по Фромму является наиболее фундаментальным видом любви, она составляет основу для других типов любви. Под ней он понимает ответственность, заботу, уважение, обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Братская любовь – это любовь ко всем человеческим существам. Фромм говорит: «Любовь к беспомощному человеку, любовь к бедному и чужому – это начало братской любви. Нет заслуги в том, чтобы любить человека одной с тобой крови».4

«Материнская любовь, как я уже говорил, – это безусловная самоотдача во имя жизни ребенка и его потребностей».1 Но в этом типе любви, в отличие от братской любви предполагает определенное распределение ролей. Лет до 8-10 для ребенка проблема состоит почти исключительно в том, чтобы быть любимым, а не любить самому. Лишь позже начинает появляться стремление что-то дать родителям, то есть любить их, а не только быть любимым ими. Между родителями тоже имеется некоторое распределение ролей. Материнской любви к ребенку чаще свойственна безусловность, и она независимость от того, как к ней относится ребенок. Отцовская же любовь обычно – обусловленная, то есть любовь отца ребенок как бы должен заслужить, и отец всегда более требователен к ребенку. Сочетание безусловной материнской и обусловленной отцовской любви наиболее благоприятно для гармоничного развития ребенка считает Фромм. Зрелость материнской любви, по Фромму, заключается в том, что бы мать смогла научить ребенка самостоятельности.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter