Роль личности в формировании эстетического мироотношения
Философия красоты / Роль личности в формировании эстетического мироотношения
Страница 2

Следовательно, эстетическое восприятие – непосредственное, целостное, объединяющее чувственный и рациональный, интуитивный и логический моменты, постижения мира. В его структуру входят и синтез ощущений, и оценка действительности с точки зрения Вселенской гармонии.

Не случайно в любом подлинном произведении искусства воплощается не зеркальное отражение действительности, но жизнь, осмысленная и прочувствованная с позиции глубины микрокосма. Взаимодействие содержательного и рационального, интуитивного и дискурсивного постижения мира позволяет охватить единство многообразного

Рождение красоты зависит от самого, казалось бы, незначительного изменения. В связи с этим можно вспомнить одну мысль живописца К. Брюллова об искусстве, которую очень ценил Л. Толстой, поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и мертвый этюд ожил. Ученик, взглянув на изменившуюся работу, сказал: «Вот чуть-чуть тронули этюд и совсем стал другой». Брюллов ответил: «Искусство только там и начинается, где начинается чуть-чуть».[4,90] В этих словах выражена не только характерная черта художественного творчества, но и важнейшая особенность эстетического мировидения, обуславливающего необходимость как непосредственного созерцания, так и рационального обобщения. Именно такой синтез открывает для человека беспредельную глубину Мироздания, позволяет почувствовать очарование гармонии единичного, эстетическое притяжение Единого.

Развитая чувствительность, основанная на гармонии чувственного и рационального познания, позволяет наслаждаться неисчерпаемыми оттенками бытия, позволяет заметить тончайшие гаммы осенней листвы, нити паутинок в серебристой росе, витиеватые узоры черных ветвей на фоне голубого зимнего неба, свет человеческой души и многие другие проявления Вселенского совершенства.

Доминирование чувственного восприятия вводит человека в мир внешней красоты – мир текучий, зыбкий, хрупкий, сиюминутный. Преобладание рационального подхода, абстрагирование от зримой гармонии позволяет проникнуть за оболочку внешнего, открывает значимость закономерного, универсального, неизменного.

Таким образом, в чувственном и рациональном постижении прекрасного фиксируются два основных уровня эстетического восприятия. Если взять крайние точки этого диапазона, то на одном полюсе (чувственном) находятся простейшие эмоции цвета, формы, звукосочетаний. На другом (рациональном) – смысловая основа прекрасного, формирующая чувство мировой гармонии как показателя того, насколько далеко ушло человечество от животного царства, насколько далеко ушел в своем развитии каждый человек.[2,68]

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter