Красота как устремленность к гармонии
Философия красоты / Красота как устремленность к гармонии

Красота человеческой жизни занимает особенно много места в составе эстетических восприятий человека. Но необходимо понять, что поиск гармонии, основанный на недоверии к совершенству Целого, культе борьбы, научных знаний, технике, стремлении к тотальному равенству, нивелировке личности, жесткой регламентации всех сторон социального бытия, линейном мышлении, забвении глубины микрокосма – неизбежно превращается в трагедию или фарс.

Таким образом, исследование основных сфер духовной деятельности (мифологии, религии, искусства, философии и т.д.) и различных подходов, связанных с воплощением идеала, показывает, что все они возникли как реакция на устремленность социума к более прочным, незыблемым гармоническим структурам. И в этом смысле потребность в красоте не просто временная сиюминутная прихоть человеческой фантазии, но глобальный, жизненно важный ориентир. «Следует упомянуть о том интересном факте, - отмечал З. Фрейд, - что жизненное счастье ищется преимущественно в наслаждении прекрасным, где бы оно не предстало перед нашим чувственным или рассудочным взором – в области ли человеческих форм и жестов, в области ли творений природы или даже научного творчества»[4,28]

Ф.М. Достоевский в одной из статей об искусстве высказал идею о том, что потребность в красоте и творчестве, воплощающем ее, есть такая же потребность, как есть и пить, и без нее человек не захотел бы жить на свете. Это означает, что для человека важна не столько жизнь сама по себе сколько ее качественное содержание, эстетическая наполненность, гармоническое притяжение. Ведь время существования личности измеряется не количеством прожитых лет, но внутренней событийностью, интенсивностью, яркостью, глубиной переживаний, их смысловой направленностью, порождающих творческое отношение к бытию. Н.А. Бердяев в работе «Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого» сформулировал главный принцип индивидуального и Вселенского существования: «Красота есть конечная цель мировой человеческой жизни».[4,30] Изучение общественных систем прошлого и настоящего подтверждает, что в центре внимания любой подлинной культуры всегда стояли задачи:

1. гармоничного обустройства социальной жизни;

2. поддержание гармонии между обществом и природой;

3. совершенствования самого человека.

Вот почему без преувеличения можно сказать, что устремленность к Красоте есть универсальная потребность, пронизывающая все грани человеческой жизни. Для мифологии красота есть ограниченное Безграничное; для религии – невыразимое, Абсолютное; для искусства – неотразимое явленное, трепетное, глубина сиюминутного; для философии – постигнутое интеллектуально развертывание Беспредельного; для науки – реализованное на основе овладения силами природы; для морали – должное; для политики – актуализированная свобода. Именно в процессе поиска устойчивой гармонии сформировались все явления культуры, хотя время от времени происходили различные модификации в рамках тех или иных форм общественного сознания по отношению к Красоте.[5,112]

Эта фундаментальная потребность могла осознаваться, а могла проявляться спонтанно, бессознательно; могла реализовываться успешно, достаточно полно, а могла воплощаться трагично. Но глубинный позыв к поиску абсолютной гармонии неизменно заявлял о себе в любой культуре и являлся главным движущим стимулом человеческого поведения.

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter