Докритический период в философии Канта
Материалы / Философия Канта / Докритический период в философии Канта
Страница 3

Следовательно, и математика, и природоведение как науки возможны благодаря субъективным априорным формам созерцания ня и рассудка. А поскольку эти формы общечеловеческие, то истины математики и природоведения вечны.

Другими словами, Кант считал, что геометрия Евклида и физика Ньютона являются вечными и неизменными знанию, ведь в основе их лежат присущие человеку априорные правила упорядочивания чувственного материала, а других правил она не может представить. Потому наука может только распространять причинные связи или разнообразить фигуры в пространстве, а выхода на другое понимание причинности и пространственности (возможность науки другого типа, например не евклидова геометрия, не ньютонова физика).

Отвечая на вопрос, возможна ли метафизика как наука, Кант обратился к анализу ума — третьей познавательной способности человека. Рассудок, по Канту, конечен, его истины ограниченны, что есть возможным чувственным опытом. Но человек не хочет смириться из этой ограниченностью. Он пытается применить рассудок за пределами чувственного опыта, вывести его за конечное. Например, в опыте человеку дана только ограниченная часть мира, о которой он может судить строго научно. Но человек стремится выражаться о мире в целом, то есть о том, что выходит за пределы опыта. Подобно тому как созерцание имеет чистые формы (пространство и время), рассудок априорные категории (количество, качество, причинность ), ум имеет априорные идеи. Это — идеи души, мира и Бога, то есть основные идеи, которые анализирует метафизика.

Исследуя познавательную функцию идей ума, Кант доказывает, что логические построения, которые метафизика пытается свести на их основе (при отсутствии контроля чувственного опыта) являются проблематичными. Например, попытка перейти от идеи Бога к его реальному существованию базируется на логических ошибках. Кант, в частности, опровергает онтологическое доказательство бытия Бога. Необоснован также, по его мнению, переход от идеи душе к душе как субстанции. Больше всего разочарования приносит идея мира. Попытка метафизики осмыслить мир в целом приводит к логическим противоречиям. Так, можно без логических ошибок доказать, что мир ограничен в пространстве и времени, и что он бесконечен; что он делится к бесконечности и что есть неделимые частицы; что мир строго детерминован и что в нем есть свобода. Эти необходимы противоречия (Кант называет их

антимониями) являются свидетельством того, что ум здесь бесплоден, что он вышел за пределы своих возможностей. Поэтому диалектика, которая изучает идеи ума, по Канту, является учением о необходимых, но бесплодных противоречиях. Позже Гегель по-своему переосмыслит эти мысли Канта. Идеям ума Кант отводит лишь регулятивную функцию. Они не могут конструировать объект, потому что такой объект выходит за сферу феноменов, опыта, но могут синтезировать имеющееся знания в систему.

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter