Критический период в философии Канта
Материалы / Философия Канта / Критический период в философии Канта

Кроме теоретического, Кант признавал в человеке и практический ум, исследованию которого посвящена "Критика практического разума". Практический разум является умной волей, направленной на овладение реальностью.

Если теоретический разум имеет дело с явлениями (с конституированным им миром), то практический касается сферы ноуменов (вещей в себе, Бога и души). Заслуга Канта состоит в том, что он поставил практический разум выше теоретического. Знания, по его мнению, имеют ценность тогда, когда оный служит высшей ценности — благу человека. Само по себя оным не является благом. В этом Кант отходил от просветителей, которые были склонны в уме (знании как таковом) видеть моральную ценность.

Практический разум у Канта руководщит всеми практичниати поступками человека, в том числе и моральными. Он виходит из того, что человеческая воля автономна, то есть она сама себя задаёт законы своей деятельности. Воля в своём действии не зависима ни от внешних факторов, ни от внутренних импульсов человека. На этом понимании свободы воли Кант построил свою концепцию морали. Такое понимание принципов морали было новым для философии. Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, — автономия нравственности. Предыдущие теории были гетерономные, то есть выводили мораль из внешних касательно их принципов. Философы до Канта пытались вывести мораль из воли Бога, установок общества, требований вродженого чувства, из стремлений к счастью, наслаждению, пользе. И только Кант утверждал принципиальную самостоятельность и ценность самих моральных принципов, которые базируются на свободе воли. Воля в своей деятельности руководствуется определенными императивами — призывами, велениями, наставлениями. В основе же морального поступка, который в принципе не должен преследовать корыстной цели, лежит категорический императив, то есть всеобщее веление. Его Кант формулирует так: "Поступай так, чтобы максима (правило) твоей воли всегда могла принципом для всеобщего законодательства". Другими словами, измеряй принцип своего морального поступка с всеобщим благом, совершай так, как ты хочешь, чтобы совершали относительно тебя.

Приняв принцип свободы волы, Кант требовал отношения к человеку как к цели, как к сущему, которое имеет цель в себе, а не как к средству. Отсюда и категорический императив может приобрести форму: не рассматривай второго человека (и самого себя) как средство, а только как цель. Кант — ригорист (сторонник суровых правил) в сфере морали. Моральными являются лишь те поступки, которые основываются на категорическом императиве, на обязанности. Если человек, например, делает добро второму человеку, потому что ему нравится делать добро, а не, потому что он должна это делать, то такие поступки не являются чисто моральными.

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter