Представление о сущности оценки в философии
Страница 1

Итак, ценность как самостоятельное понятие появилось среди традиционных философских категорий только около века назад, но в последующие годы из аксиологии проникла в различные философские дисциплины.

Причем, дело дошло даже до того, что предпринимаются попытки разработать представления о «другом аспекте мира». «В настоящее время, – заявляет известный американский аксиолог В. Урбан, – широко признано, что в ответе на проблемы ценности должен находиться ключ к философской интерпретации реальности» [381, с.22, p. 964].

Несмотря на большой интерес к проблеме ценности и многочисленные работы по ее исследованию (особенно за рубежом), по признанию самих философов, многое в проблеме ценностей «остается еще неизученным, еще больше – спорным», и это наряду с существованием множества концепций, предлагающих самые различные трактовки природы ценностных феноменов [ 117, с.291-292 ].

Пожалуй, центральным вопросом проблемы является вопрос об онтологическом статусе ценностей, о том, в каком смысле можно говорить о существовании ценности. Как раз при ответе на него выявляются основные противоречия, что, естественно, находит свое отражение в разноречиях понимания сущности оценок. Не вдаваясь в их подробный анализ, кратко отметим лишь диаметральные точки зрения.

Первая из них, истоки которой лежат еще в представлениях древнегреческих и средневековых философов (Демокрит, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Спиноза и др.), имеет общее название «натуралистической» или «природной». Сущность ее состоит в признании объективного существования ценности, которая заложена в собственной природе предмета и не зависит от отношения к человеку и от его оценок. Хлеб, например, объявляется ценностью благодаря своему химическому составу. «Категория ценности, – пишет В.А. Василенко, – раскрывает один из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого» [ 75, с.41 ]. Особенно много сторонников объективной сущности ценности в эстетике, в том числе и у нас в стране. В ходе дискуссии 60-70-х годов с противниками данной точки зрения («общественниками») они получили характерное название «природников» [ 130, 303 ].

В рамках этого философского течения существуют различия в том, как познаются объективные ценности. В одном случае (еще со времен Демокрита)* предполагается, что ценность познается через чувства (эмоции) удовольствия и страдания или же через оценку, основанную на данных чувствах. В другом случае утверждается, что ценность познается с помощью оценки, понимаемой как «способ когнитивного познания». В любом случае либо эмоция, либо оценка оказываются в роли как бы особого анализатора, отражающего объективные свойства предметов и явлений. Можно привести немало прямых высказываний, подтверждающих эти представления. «Оценивая предметы, – пишет Кетхудов, – человек познает, в чем ценность объективного мира» [ 135, с.72 ]. «Только с помощью оценки можно познать объективные ценностные качества и свойства действительности» [ 137 с.74 ]. Однако с психологических позиций не понятно, за счет каких рецепторов и какого психического процесса отражаются специфические ценностные свойства, которые не удается зафиксировать ни одним естественно-научным способом, ни одним из известных приборов. «Неверифицируемость» обычными научными способами ценностных свойств в наибольшей степени подрывает веру в их объективное существование, по крайней мере в обычно понимаемом смысле объективности, как существовании в полной независимости от человека. Кроме того, существует критический вопрос, на который трудно дать ответ, оставаясь полностью на «объективистских» позициях. Это вопрос о том, почему различаются оценки одного и того же предмета разными людьми, одним и тем же человеком в разных состояниях и в различные возрастные периоды и, наконец, людьми различных исторических эпох. «Изменчивость актуальных оценок неустранима», справедливо подчеркивает В. Брожик, выделяя этот момент как один из основных постулатов проблемы ценности и оценки [ 68, с.12]. В первую очередь это означает зависимость характера оценки, а вслед за этим и ценности от человека. Отмеченное побуждает философов обратить более пристальное внимание на субъекта оценки и его свойства.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter