Материалистическая линия Эпикура
Материалы / Философия в античном мире / Материалистическая линия Эпикура
Страница 1

В эллинистический период истории древнего мира, охватывающий три последних века до н.э., Александрия (в Египте) была средоточием мировых торговых отношений и главным центром эллинистической культуры.

Ученые эллинистического периода, жившие главным образом в Александрии, достигли значительных успехов в области математики, астрономии, механики, физики, географии, физиологии, медицины и т.д. Материалистическая линия Демокрита была тогда продолжена Эпикуром, последним выдающимся представителем нерасчлененной древнегреческой науки и его школой атомистического материализма. Будучи идеологом рабовладельческой демократии, Эпикур, подобно материалистам 5 века до н.э., высшей целью государства считал

Эпикур обеспечение счастливой жизни его граждан.

(341 – 270 гг. до н. э) Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита и киренской школы[12], Эпикур объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни - в достижении удовольствий. Удовольствие, по Эпикуру, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке - это страсти и страх, от которых призвана излечить людей философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни - невозмутимый покой души (атараксия - невозмутимость), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.

В физике Эпикур, следуя атомистическому учению Демокрита, внес в него, однако, существенные изменения: вихревое движение атомов заменяется у Эпикура. падением, вводится понятие "веса" атомов. Особенно примечательно учение Эпикура о произвольном отклонении атомов от падения по прямой, обосновывавшее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу индивида (т.е. атома и человека).

В борьбе с традиционным для античной натурфилософии понятием рока Эпикур доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных явлений.

Источником знания Эпикур признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений (prolepsis) или их предвосхищения. Критерий истины - соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской теорией истечений.

Отвергая представления народной мифологии о богах как нечестивые, Эпикур считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами ("метакосмии", или "интермундии") и не вмешиваются в жизнь миров, являя этим мудрецу образец для подражания.

Философия Эпикура явилась новым этапом античного атомизма и оказала значительное влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию.

В наступлении материализма на идеализм и религию значительную роль сыграл Федор Атеист (конец 4 века до н. э), глава эпикурейской школы в Афинах, который отрицал существование какого бы то ни было божества. Древний атеистический мыслитель – Эвгемер (конец 4 – начало 3 века до н. э), автор антирелигиозного сочинения "Священная история", учил, что "почитаемые боги" - это выдающиеся своим могуществом и умом люди прошлого времени, правители, установившие свой культ.

Разложение и упадок рабовладельческой идеологии.

В то время как материалистическая линия Демокрита в эллинистический период истории древнего мира проводилась школой "Сад" Эпикура и передовыми александрийскими учеными, древнегреческая идеалистическая философия, критикуемая материалистами, становилась все более реакционной и открыто смыкалась с религиозной мистикой; в противовес эпикурейской материалистической философии и завоеваниям александрийской науки были выдвинуты астрология, демонология и прочие лженауки. Разложение и полный упадок рабовладельческой идеологии нашли свое выражение в мистике неопифагорейцев и неоплатоников, в агностицизме скептиков, в глубоком пессимизме стоиков.

1. Стоицизм Зенона и Сенеки.

Стоическая школа была основана приблизительно в 300 г. до н.э. в Афинах Зеноном из Китиона. Свое название она получила по месту собрания ее приверженцев: "стоя" - расписной узорчатый портик. Учение древних стоиков (конец 4 – 3 вв. до н. э) состояло из "физики", "этики" и "логики". Физика стоиков, их учение о природе, воспроизводило в искаженном виде некоторые черты философии Гераклита. В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии, из которой истекает всё существующее в результате её превращения в другие стихии. Первоогонь - это, по терминологии стоиков, пневма, "дух", "дыхание", которое разливается в мире и создаёт все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганической природе. Первоогонь, а также имманентно присущий ему логос истекают с бесконечно разнообразной степенью бытийной напряжённости; материя, будучи тождественной логосу, также отличается бесконечно разнообразной степенью грубости или тонкости. Она различна в неодушевлённых и одушевлённых существах, в человеческой душе, в природе, космосе и в самих богах. Первоогонь-логос - это художественно-творческий огонь, разумно созидающий мир и управляющий им, так что стоики назвали его "провидением". Каждый человек - одно из бесчисленных перевоплощении космического первоогня-пневмы, и этим обосновывалось внутреннее бесстрастие человека. Всё существующее - телесно, включая людей, богов, любые свойства души. Некоторые из стоиков объявили не телесным пустое пространство, место, время и предметы высказывания. В целом материализм стоиков резко отличался от материализма греческой классики своей телеологией, провиденционализмом и Зенон из Китиона фатализмом. Художественный первоогонь изливается "сперматическими логосами" или "осеменяющими идеями", пронизывающими весь космос ("всецелое смешение") и образующими т. н. космическую "симпатию" - всеобщую взаимопроницаемость и взаимопревращасмость. Гераклитовскую идею периодического воспламенения космоса и очищения его стоики сочетали с учением об абсолютной повторяемости вещей, лиц, событий и всего космоса после каждого мирового пожара.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter