Заключение
Страница 2

[3] Анаксимен

(Anaximenes) (около 585 – около 525 до н.э. ), ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, путем сгущения или разрежения которого возникают все вещи. Первоначало Анаксимен признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах.

[4] Гераклит

Эфесский (Herakleitos Ephesios) (р. около 544 – 540 до н. э. – г. смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания; написал недошедшее до нас сочинение "О природе", от которого сохранились лишь отрывки в сочинениях позднейших авторов. Стиль Гераклита отличается поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл, вследствие чего Гераклит еще в древности был прозван "темным".

[5] Логос (logos), термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание"); при этом "слово" берется не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и "смысл" понимается как нечто явленное, оформленное и постольку "словесное". Логос – это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен "отдавать отчет", и сама эта "отчитывающаяся" деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

[6] Филолай

– древнегреческий философ, ученик Пифагора, современник Сократа. Филолай написал на дорийском диалекте три книги "О природе", из которых сохранилось несколько фрагментов в передаче Диогена Лаэртского, Стобея, Боэция, Климента и др.

[7] Ион Хиосский (около 490 – 422 гг. до н.э.) – греческий поэт, занимавшийся разносторонней литературной деятельностью.

[8] Архит Тарентский (около 400 – 365 гг. до н.э.) – философ, математик, политический деятель и полководец, один из виднейших представителей пифагорейской школы, поддерживавший дружеские отношения с Платоном.

[9] Ксенофан из Колофона ( 6 – 5 вв. до н.э.) древнегреческий философ и поэт. Мир, рассматриваемый в его всеединстве, Ксенофан называл богом. По свидетельству Диогена Лаэртского Ксенофан утверждал, что "существо божье шарообразно".

[10] Релятивизм (от лат. relativus – относительный), методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.

[11] Протагор (Protagoras) из Абдеры (около 480 – около 410 гг. до н.э.), древнегреческий философ, основатель школы софистов. Разъезжал по Греции с пропагандой своего учения, много раз бывал в Афинах, одно время был близок к Периклу и Еврипиду, во время олигархического переворота в 411 г. обвинялся в атеизме: его книга о богах была сожжена в Афинах. Особенно поражало современников Протагора то, что он устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввел в оборот софизмы. Трактаты Протагора до нас не дошли. Протагор прославился своим тезисом: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Содержащийся здесь субъективизм понимался Протагором как вывод из учения Гераклита (вернее, его последователей) о всеобщей текучести вещей: если все меняется каждое мгновение, то все существует лишь постольку, поскольку может быть схвачено индивидом в тот или иной момент; обо всем можно сказать как что-то одно, так одновременно и нечто иное, ему противоречащее. Этот релятивизм проводился у Протагора и в религиозной области "О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду". По-видимому, Протагор признавал существование и богов, и мира в целом, но в противоположность древней натурфилософии отрицал возможность достоверного познания объективного мира и признавал только текучесть чувственных явлений. В этике и политике Протагор был не склонен к последовательному проведению своего релятивизма, утверждая, что если мы не знаем истины, то можем знать, что полезно, об этом нам говорят естественное право и государственные законы; так, законодательство необходимо, поскольку в нас с самого начала вложены богами "справедливость" и "стыд", - здесь Протагор являлся сторонником как бы некоторого прагматизма.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter