Природа сознания
Страница 2

Во-первых, нельзя ограничить сферу действия сознания только философско-психологической сферой. Равные права на него имеют, как было отмечено, и другие науки. Следует лишь более четко разграничить эти сферы, определить специфику подходов и особые цели исследований.

Во-вторых, отделив философский подход от других, включая психологический, важно иметь в виду, что философский анализ сам по себе предполагает по крайней мере два уровня исследования: а) онтологический и б) гносеологический. Применительно к бытию и природе сознания этот подход означает философское обобщение результатов частно-научных исследований и включает именно те характеристики сознания которые приводит Спиркин, называя их философско-психологическими. Однако философский анализ проблемы требует и гносеологического уровня, на котором выявляется определенная степень независимости сознания от материальных процессов, составляющих его физиологическую, нейродинамическую основу.

Сознанию действительно присуще одно, главное качество среди прочих, которое определяет специфику философского подхода, — идеальный характер сознания. В чем же философский смысл понятия «идеальное» и его отличие от понятия «материальное»?

Характеризуя материю, мы вслед за классиками марксистской философии определяли ее как все то, что не зависит от сознания. Соответственно сознание определялось как сущность вторичная, возникающая на определенном этапе развития материи, являющееся продуктом деятельности мозга или высокоорганизованной материи, отражением предметов и явлений действительности в формах ощущений, восприятий, понятий и других образов в мозгу человека.

Такое определение, а точнее, подход к рассмотрению понятий «материя» и «сознание» подчеркивает альтернативность данных философских категорий. Понять философскую суть того и другого можно лишь методом исключения и в сугубо конкретном контексте, выявляя в каждом отдельном случае:

то, что зависит от сознания человека (будь то субъективная или объективная форма знания);

то, что не зависит от него, существует как первичное, изначальное и т.д. Первое — материальное, второе — идеальное. «Идеальное», так же, как и «материальное», имеет строгий смысл именно в рамках основного вопроса философии. Они используются именно для того, чтобы во всей сложности и многообразии проблем, связанных с сознанием, провести пусть очень грубое, но необходимое различение двух неразрывно связанных сторон действительности: материи и сознания. Если быть точнее, нельзя забывать о том, что, помимо мира материального и мира субъективного сознания (принадлежащего субъекту), важную часть реальности составляет и мир «объективного сознания» (накопленные человечеством знания, идеи, наука, искусство, духовная культура и т.п.), того, что К. Поппер называл «объективным третьим миром». Однако для более детального рассмотрения этого вопроса мы ограничимся лишь основным водоразделом: материи и сознания, считая это упрощение не столь существенным для рассмотрения темы природы сознания.

Понятие идеального связывается прежде всего с предметным содержанием тех процессов, которые продуцируют понятия, идеи, образы окружающих человеком предметов и явлений. В этом смысле говорят о сознании как субъективном образе реальности. Сознание — это отнюдь не особая, пусть даже «сверхтонкая» форма материи. Субъективный образ реального мира — идеальная форма бытия предмета в голове человека. Образ дерева, например, есть нечто идеальное, в том смысле, что он не сводим ни к самому дереву, находящемуся вне наблюдающего его человека, ни к физиологическому процессу, совершающемуся в человеческом мозгу. Поскольку образ принадлежит субъекту, он неизбежно несет на себе печать личности, отражает не только сам объект, но и своеобразие жизненного опыта, интересов, установки и социальной позиции личности.

Субъективность может быть связана не только с предельной точностью, объективностью отражения предметного содержания, но и с тем, что привносится субъектом в это содержание и делает его неадекватным, искаженным, эмоционально окрашенным и т.д. Не следует забывать и о таких отрицательных моментах субъективности, как намеренное искажение действительности, извращенные представления, бредовые идеи, иллюзии и т.п. Хотим мы того или нет, но все это тоже «достояние» нашего сознания как субъективного образа объективного лица. «Идеальность» нашему сознанию придают и другие факторы, такие, как целенаправленность, внимание, память, эмоциональность, ответственность, мотивировка и т.п. Эти факторы «субъективности» не относятся непосредственно к разряду материальных, а скорее к сферам личностного и социального.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter