М.Вебер- апологет капитализма и бюрократии
Материалы / Философско-социологические взгляды М. Вебера / М.Вебер- апологет капитализма и бюрократии

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень осмысленности и рациональности действий людей. Особенно это видно в развитии капитализма.

« Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры- во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом.

Всё это сопровождается колоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рациональности».

Воплощением рациональности Вебер считал правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении закону, а также на общезначимых политических и моральных ценностях.

Под углом зрения целерационального действия М.Вебер дал всесторонний анализ экономики капиталистического общества. Особое внимание он уделял взаимосвязи этического кодекса протестантских вероисповеданий и духа капиталистического хозяйствования и образа жизни (« Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905), протестантизм стимулировал становление капиталистического хозяйства. Также рассматривалась им связь экономики рационального права и управления. М.Вебер выдвинул идею рациональной бюрократии, представляющей высшее воплощение капиталистической рациональности ( «Хозяйство и общество», 1921). М.Вебер полемизировал с К.Марксом, считая невозможным построение социализма.

Не будучи сторонником материалистического понимания истории, Вебер в какой-то мере ценил марксизм, но выступал против его упрощении и догматации.

Он писал, что «анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и – при осторожном, свободном от догматизма применении- останется на всё обозримое время творческим и плодотворным научным принципом».

Таков вывод этого широко и глубоко мыслящего философа и социолога, который он сделал в работе под примечательным названием «Объективность социально-научного и социально-политического познания».

Как видно, Макс Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем социальной философии. Нынешнее возрождение его учения происходит потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных социальных проблем, которые волнуют нас сегодня.

Говорить о том, что капитализм мог появиться за несколько десятилетий, понадобившихся странам для стремительного возрождения, значит, ничего не понимать в азах социологии. Культура и традиции не способны измениться столь быстро.

Тогда остаётся сделать два вывода: либо причиной капиталистического взлёта выступаю, вопреки мнению Вебера, экономические факторы, либо, как и думал Вебер, культурные и религиозные, но вовсе не протестантизм. Или скажем более строго- не только протестантизм. Но и этот вывод явно будет расходиться с веберовским учением.

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter