Философия в Др. Индии и Др. Китае
Материалы / Основы философии / Философия в Др. Индии и Др. Китае

Ф Др.Индии возникла в сер. 1тыс. до н.э. в результате кризиса мифологического мировоззрения, которое было зафиксировано в "Ведах" - рассказы, сказания, гимны, песнопения и др. о возникновении мира, ожизни человека и Богов.

На формирование Ф оказали влияние такие течения: Джайнизм – Ч должен быть аскетом; с помощью аскетизма Ч может освободиться от кармы, совокупности грехов человека, совершенных в жизни; Йога – освобождение Ч от кармы с помощью гармонии физическим, психологическим и духовным началом Ч. рассматривает Ч как систему: Ч – минерал; Ч – Ч –животное; Ч – растение; Ч – Ч. Буддизм – правила жизни, мышления, поведения (Будда - просветитель). Истины: 1) жизнь – это страдания; 2) причина страданий – желания; 3) преодоления страданий – отказ от желаний; 4) преодоление страданий – достижение нирваны (соединение с Богом). Существует 8 правил жизни Ч. Если Ч проживет все эти правила, то он становится Буддой и достигнет нирваны. Школы Др.Индии: "Санкхья" - мир это единство двух начал: природы и сознания. Их взаимодействие приводит к проявлению их качеств (масса, энергия, просветление). На основе этих качеств формируется 5 элементов мира (вода, воздух, земля, огонь, эфир). Все многообразие мира – это сочетание 5 элементов и души Ч. "Чарвака-Локаята" - учение, согласно которому реальным является то, что доступно органам чувств. Поэтому отвергается Бог, карма, вознаграждения за правильно прожитую жизнь. Следовательно, нет загробной жизни, живи полной жизнью, наслаждайся. "Вайшешика" - учение о мире, в основе которого лежит атом (ану). "Ньяя" - Ф познания, изучает основы и методы познания и занимается вопросами логики (суждениями, умозаключениями).

Основой мировоззрения Др.Китая было Пятикнижие, где изложены основополагающие начала: мир создан первопредком Пань-гу, который расколол яйцо и отделил Небо от Земли. К Небу отошло все гармоничное, совершенное, божественное. К Земле – несовершенное, стихийное, случайное. Государство и Ч – единство Неба и Земли. Поэтому перед Ч стоит выбор пути его жизни. Инь –Янь (мужское и женское начало) приводит к возникновению 5 элементов мира: Земля, огонь, вода, дерево, металл. Школы Др.Китая: Конфуцианство – социально-нравственная Ф – Ч в своей жизни руководствуется внутренними побуждениями, требованиями и законами неба (Бога). Выделяют два вида Ч: 1) настоящий Ч, чтит предков, традиции, законы; 2) низкий Ч, игнорирует их. Основа жизни общества и Ч – исполнение традиций. Каждый должен заниматься тем, что ему определило общество. Это обеспечивает стабильность и здоровье государства, иначе начинается безвластие, которое приводит к его гибели и потрясению. Даосизм – "Дао" - универсальный, исходный принцип мира, бытия. Переводится как закон. Считается, что "дао" проявляется в умении Ч правильно мыслить. Мудрость Ч заключается в бездействии: чем больше Ч познает, тем меньше он узнает.

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter