Украинская философская мысль до 19 в
Материалы / Основы философии / Украинская философская мысль до 19 в

Становление Ф мысли в У происходило еще во времена Киевской Руси (9-13 вв.). это период закономерного перехода от мифологического к религиозному, а затем к Ф сознанию, что обусловлено принятием Христианства.

Ф мысль КР носила христианский характер (противостояние души и тела, материального духовному), что нашло отражение в летописях, богословской литературе: Нестор "Повесть временных лет", где в первые встречается термин "Ф", "Слово о полку Игореве" и тд. Ф мысль носит моральный патриотический характер, основная тема – тема свободы и объединения племен и народов. Ф Эпохи Возрождения (14-16 вв.). Ф мысль выражалась в ереси православных догматов, традиций, праздников. Еретики подчеркивали необходимость свободы, получения образования. В борьбе сними использовалась схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианских вероучений), что вызывало появление гуманистических тенденций. Ольховский (антропоцентрист) – Ч самодостаточен и сам определяет каким ему быть в обществе. Выступает против княжеской власти, сторонник естественных прав Ч. Острожская академия – в ней свободно преподавалось 7 наук, в том числе логика в форме диалектики. Вишневский стоит на религиозных позициях, подчеркивая греховную природу Ч, поддерживал превосходство божественного, сомневался в возможности Ч познать Бога. Братства – религиозно-национальные объединения православных городов У и Белоруссии, которые являлись знаком протеста против польской шляхты и католицизма, основой которого был томизм (развитая форма логики), а в У не было собственной формы сознания. Тринкваллион дал учение о мире – это единство макрокосма и микрокосма и невидимого, которое их объединяет. В основе этого единства лежит Бог, который наделяет Ч способностью к познанию, что реализуется через самосознание Ч В 1632г. основана Киево-Могелянская академия – первое высшее учебное заведение в Украине. Начала преподаваться Ф как самостоятельная наука; читались курсы диалектики, логики (наука о законах и формах познания истины), физики (натурфилософии), психологии, метафизики. Появилась борьба с догматизмом (мировоззрение, основанное на догмах – неизменных понятиях, без учета новых данных практики и науки). Основные проблемы – изучение человека и природы. Природа – объективная реальность, которая познаваема и развивается по своим внутренним законам. Человек отражает окружающий мир, и его главная задача соответствовать ему и использовать его законы. Уделяли внимание гносеологии - учение о возможности познания мира человеком. Существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Феофан Прокопович – ученый и ректор академии. Считал, что мир создан Богом, однако после мир развивается по своим законам (решение внутренних противоречий) независимо от Бога, т.е. использует свои потенциальные возможности. Ввел в сферу Ф критерий Разума, который способен изучать законы природы. Г.С. Сковорода – воспитанник К-М академии. Главный предмет его Ф – человек как эмоционально волевое существо. Цент Ч – сердце, дух. Сердце рождает мысли, стремления самочувствие. Главная идея Ф – самопознание чтобы стать счастливым надо познать себя. Вторая половина 18 в. У потеряла свою автономию (80% отошло России, Закарпатье и Галичина – империи Габсбургов). Ф мысль – осмысление своей культуры, уделялось внимание гуманистическим проблемам и их решению.

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter