Теория познания как теория отражения
Материалы / Основы философии / Теория познания как теория отражения

Основным вопросом философии: познаваем ли мир? Занимается наука гносеология (Аристотель, Платон, Гераклит) – это наука о механизмах и закономерностях познаваемой деятельности человека, о путях и средствах достижения знаний и о роли познания в жизни человека.

Познание – это отражение действительности в сознание человека. Человек познает мир в процессе своей практической деятельности. Результатом познавательной деятельности человека является новое знание о мире. Познание – это взаимодействие объекта и субъекта познания. Объект познания – это окружающий мир, который познается, а субъект познания – это то, кем он познается, т е человек. Если человек познает себя и общество – социальное познание. Виды познания: 1) обыденное познание (индивидуальное на обыденно-бытовом уровне) носит поверхностный характер и опирается на внешнее познание; 2) научное познание - познание научных истин, раскрытие достоверных сущностных закономерностей явлений. Оно появилось в Новое время (16-17 вв.) и оперирует общими понятиями. В науке доминирует логика. 3) философское познание – познание всеобщих сущностных законов бытия. Возникает еще в античное время – 6 в до н.э.; оно оперирует всеобщими понятиями; 4) художественное познание (образное, наглядное познание) с одной стороны оно близко к обыденному, а с другой – к научному и философскому, т к оперирует общими понятиями. Существует 3 гносеологических вывода в теории познания: 1) объективный мир в принципе познаваем; 2) не веще непознаваемых, есть вещи непознанные (предмет и образ совпадают); 3) процесс познания имеет диалектический характер – путь от явлений к сущности предмета. Диалектический путь познания мира: живое созерцание (чувственное познание; формы: ощущения, восприятия и представления) ® абстрактное мышление (рациональное познание; вскрывает сущность в явлении) ® практика (это критерий истины, это материальная деятельность людей по преобразованию материальных систем. Функции практики: источник познания, основа познания, движущая сила познания, основной ее критерий). Модели познания : 1) пессимистическая модель: направления а) скептицизм (Пирон, др. Греция)– сомнение во всем; *полный скептицизм – не сомневаясь отрицают познаваемость мира; *частичный скептицизм – сомневаются в познание мира; б) агностицизм (Юм (Н вр), Кант (нем. кл. Ф), субъект. идеализм) – убеждение , которое отвергает познаваемость сущности материальных систем : мир познается через ощущения, т е сущность вещи познать нельзя, мир непознаваем в принципе. опровержение агностицизма содержится в практике, научном эксперименте, материальном производстве, т е люди могут воспроизводить познаваемые вещи; г) иррационализм – научное познание не дает и не может получить знания о сущности бытия. Чтобы постичь сущность надо обратиться к интуиции, вере, искусству, особым формам Ф. 2) оптимистическая модель – мир и его закономерности познаваемы, нет непознаваемых вещей, есть вещи непознанные.

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter