Сущность материалистического и идеалистического понимания общества
Материалы / Основы философии / Сущность материалистического и идеалистического понимания общества

Идеалистическое понимание. В основе развития общества лежит духовное начало (решающую роль объединения людей в единое целое играют идеи, мифы, духовность). Проблемы: *идеи; *личность и общество, роль народных масс (возвеличивание личности); *история как субъективный произвол, т.

е. каждый ученый выстраивал такую концепцию общества, которую хотел бы видеть. Платон: концепция утопического идеального общества, построенного на моральном принципе справедливости, управляемого мудрецами (философами). Кант: общество как условие самореализации человека. Идеальным состоянием общества является мир между отдельными лицами в естественном состоянии и между государствами. Однако реальность жизни не мир, а борьба, без которой невозможен никакой прогресс, никакое развитие. При этом не было теории общества и его объективного обоснования. В 18 веке Гегель разработал теорию общества и поставил проблему его объективного обоснования. История общества – результат действия отдельных людей, каждый из которых стремиться реализовать свои интересы и цели. Материалистическое понимание (теория ОЭФ, основания – материальное понимание природы: Маркс, Эйнштейн, Ньютон). Общество– это социально-экономическая формация, в основе которой лежат совокупность отношений между людьми. Это социальные отношения, охватывающие духовную сферу жизни людей, и экономические, охватывающие материальную (производственную) деятельность людей. Материально-производственные отношения преобладают по сравнению с социальными, т е определяют их. Т. обр. производственные отношения определяют тип общества. В основе общественно-экономической формации лежит способ производства - это сфера материально-производственной деятельности людей, которая определяет социальные, политический, духовные процесса жизни общества, его функционирование и развитие. Смена способа производства приводит к изменению всех других структурных элементов общества. С П является единством двух взаимосвязанных сторон (противоположностей): производственные отношения и производительные силы. Производственные отношения – это отношение людей в процессе производства. Формы П О: 1) собственности (государственная, частная, кооперативная); 2) отношения в сфере потребления и распределения; 3) отношения обусловленные общественным разделением труда (специализация); 4) отношения сотрудничества и соподчинения (управленческие). Сумма П О – базис. Производительные силы – это совокупность факторов, необходимых для осуществления производственной деятельности и созданных обществом в тех или иных условиях. Формы П О: 1) собственности (государственная, частная, кооперативная); 2) отношения в сфере потребления и распределения; 3) отношения обусловленные общественным разделением труда (специализация); 4) отношения сотрудничества и соподчинения (управленческие). На основе базиса формируется надстройка – представляет собой различные организации и учреждения; любые идеи, которые существуют в обществе; идеологические отношения. Движущей силой исторического развития общества является закон закона соответствия П О характеру и уровню развития П С. (формации первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter