ОЭФ и цивилизация как исторические типы общества
Материалы / Основы философии / ОЭФ и цивилизация как исторические типы общества

Общество – это исторически сложившаяся совокупность форм взаимоотношений между людьми. Существует два подхода к изучению общества: 1) Формационная теория, согласно которой общество – это ОЭФ, в основе которой лежат совокупность отношений между людьми.

Это социальные отношения, охватывающие духовную сферу жизни людей, и экономические, охватывающие материальную (производственную) деятельность людей. Материально-производственные отношения преобладают по сравнению с социальными, т е определяют их, а следовательно определяют тип общества. В основе ОЭФ лежит способ производства - это сфера материально-производственной деятельности людей, которая определяет социальные, политический, духовные процессы жизни общества, его функционирование и развитие. Смена способа производства приводит к изменению всех других структурных элементов общества. С П является единством производственные отношения и производительные силы. Производственные отношения – это отношение людей в процессе производства. Формы П О: 1) собственности (государственная, частная, кооперативная); 2) отношения в сфере потребления и распределения; 3) отношения обусловленные общественным разделением труда (специализация); 4) отношения сотрудничества и соподчинения (управленческие). Сумма П О – базис. Производительные силы – это совокупность факторов, необходимых для осуществления производ. деятельности и созданных обществом в тех или иных условиях. Главными элементами П С являются: 1) люди труда (живой труд); 2) средства труда – это орудия труда + вспом. материальные комплексы, которые обеспечивают их функционирование; 3) предметы труда (сырье); 4) Ср Тр + Пр Тр = Средства производства (овеществленный труд). Надстройка представляет собой различные организации и учреждения; любые идеи, которые существуют в обществе; идеологические отношения. Базис непосредственно определяет надстройку. Надстройка выражает отношение людей к этому базису. На определенном уровне развития общества П С вступают в конфликт с П О, в рамках которых они существовали. Нарушается закон соответствия ПО характеру и уровню ПС, что приводит к смене О Э Ф (формации первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). 2) Цивилизационная теория, основана на уровне культуры человека и всего общества. Цивилизация – это результаты социально-культурной деятельности общества (входит как природа так и уровень развития материальной и духовной культуры человека) Сюда относится техника (технология и информация), социальная структура общества, его философия (идеология).причем техника определяет все остальные элементы В зависимости оттого как человек определяет свое место в окружающем мире выделяют такие типы Ц: 1) космогенная – человек не отделяет себя от природы и рассматривает себя как часть природы; 2) антропогенная – человек рассматривался как высшее создание природы и находится в неразрывном единстве с природой, которая наделила его чувствами и разумом; 3) техногенная – человек полностью отделяет себя от природы, он преобразует ее ресурсы в материальные блага, необходимые ему в процессе жизнедеятельности, с помощью развития техники и технологии. (Цивилизации: буддийская, индийская, дальневосточная, христианская. Этапы развития: зарождение, развитие, расцвет, упадок, гибель)

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter