Конструктивные теоретико-познавательные доктрины.
Материалы / Основные теоретико-познавательные стратегии / Конструктивные теоретико-познавательные доктрины.
Страница 3

Видными философами-теоретиками этого направления, занимав­шими позицию предельно жесткого физиологического редукциониз­ма, т.е. считавшими возможным полное сведение психических явлений к физиологическим процессам, являлись Д.

Армстронг и Г. Фейгль. Д. Армстронг следующим образом формулировал свое гносеологиче­ское кредо: «Рассматривая человека (включая его ментальные про­цессы) как чисто физический объект, действующий согласно тем же законам, что и все остальные физические объекты, мы постигаем его с величайшей интеллектуальной экономией. Познающий отличается от познаваемого только большей сложностью своей физической ор­ганизации». Ныне распространены более мягкие варианты физио­логического редукционизма (иногда их называют «эмерджентным материализмом»), принимающие тезис лишь об относительной зави­симости психических процессов от мозговых и от функциональной связи между ними (сознание — функция особым образом организо­ванной материи в виде мозга, хотя полностью объяснить психичес­кие процессы на языке физиологии невозможно). Программа «эмер-джентного материализма» сближается по многим параметрам с позицией научного реализма и с естественнонаучно ориентирован­ными вариантами диалектического материализма. На Западе его вид­ными представителями являются Д. Дэвидсон, Дж. Фодор, М. Бунге, лауреат Нобелевской премии за открьпие межполушарной асиммет­рии мозга Р.У Сперри, а в отечественной марксистской гносеоло­гии— В. С. Тюхтин, Д.И. Дубровский.

Нативизм (от лат. nativus — врожденный) — попытка решить про­блемы происхождения сознания и языка, опираясь на законы генети­ческой наследственности. Здесь постулируется врожденный характер важнейших элементов чувственного восприятия (типа того, что мозг запрограммирован так, чтобы воспринимать электромагнитные и зву­ковые волны лишь определенной длины и частоты), категориальных структур мышления и грамматики языка. Учение о врожденных идеях в рамках европейской традиции восходит к Р. Декарту, хотя у него врожденность имеет духовно-божественную природу. Собственно би­ологические интерпретации врожденного характера базовых структур психики, а также представления о возможности генетической переда­чи знаний от одного поколения к другому были особенно популярны в психологической и биологической литературе конца XIX — начала XX в. в связи с широким распространением идей дарвиновской тео­рии эволюции и формированием хромосомной теории наследствен­ности. Тезис о врожденном характере основных когнитивных струк­тур психики можно найти также у теоретиков психоанализа 3. Фрейда и К. Г. Юнга Виднейшими представителями современного нативизма являются лингвист, основатель генеративной грамматики Н. Хомский и один из видных представителей социобиологии, лауреат Нобелев­ской премии Е. Уилсон. С точки зрения Н. Хомского, навыки мысли­тельной деятельности, а также способность человека к овладению грамматикой языка являются генетически врожденными. Е. Уилсон, в свою очередь, пишет: «Все компоненты сознания, включая волю, имеют нейрофизиологический базис, подчиненный законам генети­ческой эволюции и естественного отбора».

В настоящее время связь между реализацией генотипа, этапами созревания мозга и, соответственно, этапами психического становле­ния личности не вызывает сомнений. Наблюдения над развитием од­нояйцовых близнецов, обладающих идентичным генетическим ко­дом, обнаружили врожденность довольно сложных психических реакций, ряда особенностей характера, творческих способностей и даже ценностных предпочтений человека. Вместе с тем гипертрофи­рованный нативизм вряд ли является продуктивной позицией. Как показывают современные экспериментальные исследования, актуализация ряда важных структур генома, ответственных за формирова­ние тех или иных участков мозга, оказывается невозможной без соот­ветствующей стимуляции со стороны внешней культурной среды. Человеческий геном словно предполагает наличие культурно-симво­лического окружения для своей реализации. Так, ребенок с нормаль­ным геномом и неповрежденными отделами мозга, но выключенный из системы человеческого общения, никогда не сможет сформиро­ваться как полноценная личность, наделенная здоровым сознанием и способная творчески познавать мир. Феномен Маугли — это скорее из области сказок. И наоборот, дети с пораженным мозгом при надле­жащем воспитании способны становиться полноправными членами человеческого коллектива1. Эти факты свидетельствуют о колоссаль­ной роли культурной составляющей в формировании сознания и о не­возможности объяснения сущности знания на основе биологически врожденных структур.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter