Какие ценности положены в основу идеала человека эпохи Возрождения
Материалы / Основные понятия философии / Какие ценности положены в основу идеала человека эпохи Возрождения

По мере перехода от средневековья, экономическую основу которого составляло сельское хозяйство, к городскому образу жизни и промышленного производства все больше стала проявляться особая значимость человека, его своеобразие и творческая активность.

Свойственная для новой эпохи, которая рождалась, ориентация на природно-телесное видение мира, внимание к человеческому телу, интерес к гуманитарному знанию, эстетическое понимание действительности оказались созвучным античным ценностям. Поэтому новую эпоху назвали Возрождением.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания античной философии было естественно-космическое жизни, средневековой - религиозная жизнь и в его основе проблема "осмысления", то с XV в. на первый план выходит светская жизнь, приобретает значение деятельности человека в этом мире и достижения счастья. Интерес к античной литературе, с точки зрения гуманизма, оценивается как стимул и форма выявления личного возрождения. Философия же должна помочь человеку найти место в жизни.

Гуманизм - взгляд, согласно которому определяется ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. В эпоху Возрождения гуманизм становится широким общественным движением, знаменует собой переворот во всей культуре и мировоззрении.

По мнению итальянских гуманистов (М. Фичино, П. Помпонацци, А. Валла и др.), природа человека является высшим критерием для оценки человеческих страстей. На первом плане - светская жизнь, деятельность человека и достижения им счастья. Возрождаются идеалы античных эпикурейцев, но вместо пассивности утверждается активность, благородство, доблесность духа, культ творческой деятельности. Все это нужно не только для удовлетворения земных потребностей, но и для самосовершенствования, создания нового мира.

Ориентации гуманистов: критика догматизма и поклонение авторитетам; доказательство права человека на поиск истины; последовательной защите частного индивидуализма, отстаивание идеалов умеренного утилитаризма (Учение, в котором цель жизни и благотворительность отождествляются с полезностью); пропаганда любви и доброты как основы человеческих отношений. Идеология гуманизма является высшим достижением философской мысли Ренессанса и в дальнейшем станет наиболее существенной характеристикой каждой философской системы.

Важной составляющей гуманистического мировоззрения является культ творческой деятельности. В античности царил элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой считались теоретические поиски - размышления и созерцания, поскольку они привлекали человека к вечному, к сущности Космоса, а материальная деятельность (в том числе художественная) якобы погружала в изменчивый мир представлений.

Доминирующим аспектом философии Возрождения становится эстетическое, поскольку прекрасное выдвигается на первый план. Причем во главу угла ставится не подражание природе, а само творчество художника. Объектом этого творчества становится красота человеческого тела. Для эстетики Ренессанса характерно слияние духовного и личностно-телесного.

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter