Назовите предложенные в Античной философии первоначала мира, которые не являются самостоятельными действующими, существующими, не вещественными реальности и авторов этих взглядов
Материалы / Мировоззренческая функция философии / Назовите предложенные в Античной философии первоначала мира, которые не являются самостоятельными действующими, существующими, не вещественными реальности и авторов этих взглядов

Проблема первоначала, первоосновы всего (архэ) была впервые в античной философии поставлена в милетской школе. Фалес (624 – 547 до н.э.) считал, что все происходит из воды, Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.

э.)началом всего полагал апейрон – бесконечный и неопределенный «физис» из которого проистекают все вещи. Апейрон выделяет противоположности: влажное и сухое, холодное и горячее. Парные композиции этих свойств образуют землю (сухое и холодное) и огонь (сухое и горячее). Затем все вещи состоят из земли, воды, воздуха и огня в их определенных соотношениях. Последний философ этой школы – Анаксимен (ок. 587 – 527 до н.э.) первоосновой всего сущего полагал воздух. Различные физические явления возникают из воздуха в результате его сгущения или разрежения.

Гераклит (ок. 544 – 483 до н.э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идей борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая неподвижная субстанция. Гераклит считается зачинателем диалектики в античной философии.

Пифагор (ок. 580 – 500 до н.э.), анализируя различные физические явления, обнаруживал в них тождественные математические соотношения. Отсюда был сделан вывод: «Все вещи суть числа». Космос – некая математическая гармония. Поскольку числа понимаются как некоторые невещественные сущности, отсюда намечается путь к идеализму.

Эмпедокл (ок. 490 – 430 до н.э.) считал, что есть четыре этапа: огонь, воздух, вода и земля. Эти «корни всех вещей» вечны, неизменны. Вещи возникают в результате соединения этих элементов в разнообразных количественных соотношениях. «Корни», по мнению Эмпедокла, пассивны. Но в природе происходит движение, образование и разрушение тел. Это объясняется существованием и борьбой двух противоположных сил: филии (любви) и нейкоса (ненависти, вражды, злобы).

Анаксагор (ок. 500 – 428 до н.э.) говорил, что существуют мельчайшие частицы огня, воды, золота, крови, дерева и т.д. («семена вещей», «гомеомерии»). Гомеомерии бесконечно делимы. В первоначальном состянии мира «все заключается во всем». В любом месте существует семь всевозможных гомеомерий. Затем из этой смеси формируются различные вещи, причем в каждой вещи содержатся все гомеомерии, но каждая вещь является тем, что в ней преобладает. Фактором, образующим из первичной смеси конкретные вещи является Нус (Ум). Но в последующем Анаксагора часто упрекали в том, что он редко обращается к Нусу, а часто говорит о «самопроизвольности» оставляя Ум в стороне.

Одно из самых замечательных учений античности – «атомизм» Левкиппа и Демокрита – учителя и ученика (5-4 вв. до н.э.). Они считали, что есть бытие и небытие, понимая бытие как бесконечное количество атомов, а небытие – как пустоту, пространство. Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неизменны, неделимы и непроницаемы. Атомы – мельчайшие частицы, двигающиеся в пустоте. Атомы разнообразны по форме, величине, тяжести. Они находятся в постоянном движении, и не нужно искать источник движения атомов вне их. Атомы «складываясь и сочетаясь, рождают вещи», изменения в вещах происходят вследствие изменений – конфигурации атомов. Атомисты говорили, что существовал первичный атомный хаос, затем в нем, вследствие столкновений, возникают вихри, и далее образуются миры. Так как число атомов и пустота бесконечны, то существует множество вихрей и миров; эти миры находятся на разных стадиях развития [2, 18].

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter