Биологическая школа и психологическая школа в учениях о человеке
Материалы / Философские концепции человека / Биологическая школа и психологическая школа в учениях о человеке
Страница 1

Биологический детерминизм

Господствующим направлением в западной социальной философии ХIХ - начала ХХ века был биологизм. Представители этого направления стремились познать законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом.

В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию (развитие) стали рассматривать как продолжение или составную часть биологи ческой эволюции.

Выдвижение на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки, служит основанием для классификации натуралистических школ. Так, биоорганическая школа особое значение приписывала структуре социально целого, расово-антропологическая – влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа, социальный дарвинизм – борьбе за существование и естественному отбору, географическая школа – географической среде и местожительству людей.

Видный представитель натурализма в социологии Г. Спенсер представлял эволюцию как универсальный процесс, объясняющий все изменения в природе и самых частных социальных и личностных поступках. Он был сторонником организмического подхода к социальным фактам и представлял общество биологическим организмом.

Другая натуралистическая школа – социальный дарвинизм – пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора, выживания наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т.п. Центральной идеей социал-дарвинизма была попытка объяснить все социальные явления и действия указанием на лежащие в их основе природные силы человека и свести (редуцировать) основные движущие силы человека к его инстинктам и потребностям. «Борьба за выживание» и естественный отбор становились универсальными объяснениями социальной эволюции и социальных изменений.

Однако представители социал-дарвинизма часто принадлежали к различным и даже противоположным идеологиям. Среди них были консерваторы (Т. Мальтус), предлагавшие меры для сохранения социальной иерархии, и либералы (Г. Спенсер), которые уподобляли экономическую конкуренцию естественному отбору, считали ее источником индивидуализма и стихийной конкуренции в обществе. Самые реакционные варианты социал-дарвинизма связаны с расизмом, евгеническими теориями, утверждавшими взаимосвязь расового и классового неравенства, разделение общества на полноценных и неполноценных членов, и с концепциями, утверждавшими первичную роль иррациональных факторов в коллективном поведении.

Расово-антропологическая школа – разновидность биолого-натуралистического направления социологии конца ХIХ - начала ХХ века, признает, что:

1) социальная жизнь и культура зависят от расово-антропологических факторов;

2) расы, как множества людей, объединенных общими наследственными антропологическими признаками, являются основными субъектами исторических процессов;

3) расы не равны между собой в интеллектуальных, творческих и других способностях;

4) расовые смешения вредно действуют на социальное и культурное развитие общества;

5) социальное поведение человека целиком или в большинстве случаев детерминировано биологической наследственностью.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter