В общем потоке вселенной,
разные формы возможны для бытия.
В движение света, в прозрачности дня.
Одним словом, философ, видит и в смене суток и в круговороте годов, циклах жизни – смерти, закономерную правильность, меру, закон, рассуждение извечное.
3. Физика, в учении Гераклита, не занимает того места, кое она имела в концепциях милетской школы или пифагорейства. Fvsi~, лишь иллюстрация, видимое проявление всеединства сущего в круговороте бытия. В отличии от прочих физиков, Гераклит учит, что огонь, суть стихия, способная изменяться качественно. Предшественники Гераклита, в философском анализе, считали, что элементы мироздания ни при каких обстоятельствах не могут изменить своей природе. Лишь огонь способен - “обмениваться”, взаимодействовать с вещами, воспринимая их в себя, и становясь ими. Все вещи, по Гераклиту, суть эквивалентны. Огонь угасая, способен превращаться в воду и через неё в землю, чтобы затем снова воспламениться: ”этот строй, один и тот же для всех вещей, не создал никто из богов или людей, но был всегда и есть и будет вечно – живой огонь, воспламеняющийся определёнными мерами и угасающий определенными мерами” [3.fr.30]. В мире всеобщей изменчивости, неизменным остаётся лишь этот строй, непрекращающееся чередование, в котором вечно – живой огонь переходит в свою противоположность и возвращается вновь к себе. Скачки от возгорания к угасанию, происходят и в людях каждое мгновение в процессе дыхания, благодаря вечному огню. В природе, подобное чередование происходит каждые сутки и со сменой времён года, что Гераклит объясняет светлыми огненными испарениями и тёмными холодными [1.стр.138]. Светлые испарения образуют день, который воспламеняется в солнце, когда он догорает, поднимаются тёмные испарения образующие ночь. Противостоянием между днём и ночью, вызвана и смена времён года. По мере своего угасания, огонь образует из себя воду, вода образует море, Гераклит называет его – спермою мира. Из моря «осаживается» суша – это «путь книзу», от небесного огня к земле. Есть и другой «путь вверх», земля разжижается в воду, вода поднимается смерчами или в виде испарений к небу, частью которых подпитываются светила. В этом круговороте стихий сохраняются лишь определённые меры, т.е. пропорции между ними. Общее количество чистого огня, воды, земли, - остаются неизменными. Вода получает одинаковое количество влаги из земли и огня, сколько она расходует на образование земли и огня. Колебания в стихиях тоже присутствуют, как и в смене дня и ночи, но они носят ритмический характер, а потому не нарушают системы всемирного равновесия. В этом и есть гармония противоположностей.
Смотрите также
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...