Субъективный идеализм философии Нового Времени
Материалы / Философия Нового времени / Субъективный идеализм философии Нового Времени
Страница 5

Вопрос 4. " Итак, когда мы говорим, что один объект связан с другим, мы только подразумеваем под этим, что они приобрели связь в наших мыслях).

Прав ли автор?

В этом отношении философ говорит об эмоциональном чувственном и научном объединении сознанием человека различных объектов.

Однако автор этого изречения не прав в том аспекте, что все окружающие нас объекты носят единое родственное начало по своему строению происхождению и законам существования. В связи с этим нельзя утверждать что сознание человека специально наращивает несуществующие связи объединяя объекты в единый окружающий нас мир.

Вопрос 5. " .бесконечное по самой природе не может быть постигнуто тем, что конечно". В каком отношений и почему это рассуждение Д.Беркли неверно?

У философов же возникают тысячи сомнений относительно тех вещей, которые ранее казались им вполне понятными. Предрассудки и обманчивость ощущений обнаруживаются со всех сторон перед их взором, и, пытаясь исправить их при помощи разума, они незаметно запутываются в странных парадоксах, затруднениях и противоречиях, которые умножаются и растут, пока, наконец, не находят себя снова там же, где были ранее, или, что еще хуже, не погружаются в безвыходный скептицизм.

Существует мнение, что бесконечное по самой своей природе не может быть постигнуто тем, что конечно, поэтому человеческий разум не может постичь мироздание. Однако Бог, в силу своей любви, не стал бы внушать человеку сильного стремления к такому знанию, которое он сделал для него совершенно недостижимым. Беркли считает, что те препятствия и затруднения, которые задерживают и отягощают дух человека в его поисках истины, проистекают не от темноты и запутанности предметов или от природного недостатка ума, а скорее от ложных принципов, на которых люди настаивают и которых можно было бы избежать.

Мнение, будто ум обладает способностью образовывать абстрактные идеи или понятия о вещах. сделало умозрение трудным и запутанным и породило бесчисленные заблуждения и затруднения почти во всех частях науки. Беркли утверждает, что качества или состояния вещей в действительности никогда не существуют порознь, и человеческий мозг не может абстрагировать его от тех прочих качеств, с которыми оно соединено. То есть если человек воображает шар, например, то одновременно представляет себе и его цвет. Следует отметить, что Беркли отрицает существование не общих идей, а лишь абстрактных общих идей. То есть понятно, что человек понимает, что является общим для красного и синего шаров, но когда он представляет себе шар, тот имеет определенный цвет. Идея абстрактного шара совмещает части нескольких различных (красный шар, синий шар и т.д.) и несовместимых друг с другом идей.

Человек просто не может представить себе идею абстрактного треугольника, который ни косоуголен, ни прямоуголен, ни равносторонен, ни равнобедрен, ни неравносторонен, но который есть вместе и всякий, и никакой из них. Общность состоит не в безусловной положительной природе или отнятии чего-нибудь, а в отношении, которое она вносит в обозначаемые или представляемые ею частности, вследствие чего вещи, названия или понятия, будучи частными по своей собственной природе, становятся общими. Так, при доказательстве какого-нибудь предложения, касающегося треугольников, имеется в виду общая идея треугольника, что должно быть понимаемо не так, что возможно образовать идею треугольника, который не будет ни равносторонним, ни неравносторонним, ни равнобедренным, но только так, что рассматриваемый треугольник, безразлично, будет ли он того или иного рода, одинаково заменяет или представляет собой все прямолинейные треугольники всякого рода и в этом смысле общий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter