Примеры гносеологических ошибок
Материалы / Философия науки / Примеры гносеологических ошибок
Страница 2

"Сущность является; явление существенно". Это философское поло­жение нам необходимо конкретизировать. Обратимся к примеру. Рассмот­рим сферический пред­мет, вплавленный в стеклянную пластину.

При на­блюдении нам будет казаться, что шарик имеет не сферическую, а эллип­соидальную форму. Это и есть явление.

Изменяя угол наблюдения α, мы будем видеть различную величину "сплюсну­тости" шарика. Угол наблюдения α и коэффициент преломления стекла n это усло­вия

, при фиксациикоторых мы будем наблюдать объек­тивное явление

. Каждому ус­ловию соответствует свое объективное явле­ние, которое в чем-то будет отличатьсяот других явлений, соответствую­щих другим условиям.

Изменяется условие - изменяется явление, но сам объект не испытывает никаких изменений. Собственная форма объекта - сфера - выступает по отношению к совокупности явлений одной из характе­ристик сущности

. Очевидно, что по одному явлению познать сущность не представляется возможным. Сущность познается по совокупности явлений, принадлежащих заданному классу условий.

Рис.1.

С позиции теории познания любое явление

из заданной совокупности пред­ставляет собой сочетание особенного(характерного только для данного явления и от­личающего

данное явление от остальных явлений совокупно­сти) и общего

(т.е. того, что остается неизменным

, инвариантным для всех явлений совокупности, принадле­жащих взятому классу

условий).

Познание сущности идет от явлений, путем отсечения второстепенно­го, особен­ного, к выделению общего

, т.е. того, что остается неизменным

для всех явлений дан­ной совокупности (рис. 2). Сущность как общее для всех явле­ний отражает глубинные связи и отношения. Процесс поиска сущности сложен и нет каких-либо рецептов для прямого перехода от явлений к сущ­ности.

Рис. 2.

Однако приведенный анализ позволяет сформулировать весьма полезное правило:

ЯВЛЕНИЕ

ЗАВИСИТ

ОТ УСЛОВИЙ ЕГО НАБЛЮДЕНИЯ

СУЩНОСТЬ

ОТ ЭТИХ УСЛОВИЙ НЕ ЗАВИСИТ

.

Конечно, проблема связи условия, явления и сущности этими прави­лами не ис­черпывается. Условия могут быть различными: существенными и несущественными. Сущность в полном объеме (как абсолютную истину) по одной совокупности явлений познать невозможно. Поэтому говорят о "сре­зах" сущности, о сущностях первого, вто­рого и других порядков.

Явление можно наблюдать, измерять фотографировать. В этом смысле выраже­ния: "нам будет казаться", "мы будем измерять", "мы будем фото­графировать" и т.п. будут равнозначными в том смысле, что принадлежат процессу регистрации явления. В слове "кажется" нет никакой иллюзии, мистики, а есть отношение к сущности. Однако и сущность, как инвариант­ное представление, может быть охарактеризована некото­рыми инвариант­ными параметрами и характеристикам (например, радиус сферы в рас­смот­ренном выше примере). Эти характеристики мы будем именовать инвари­антны­ми проявлениями сущности

. Здесь мы можем уточнить процесс по­знания сущности.

Этот процесс предусматривает выделение инвариантных характери­стик (инва­риантных проявлений сущности), на базе которых идет процесс осмысления и форму­лировки сущности. Из проведенного анализа вытекает, что поиск симметрий и инвари­антов в физике имеет под собой глубокое ос­нование. Инварианты и симметрии в физи­ческих теориях выступают как инвариантные проявления сущности. Опираясь на них, следует отыскивать сущность явлений.

"Сущность является". Кому же должна являться сущность в форме яв­ления? Кто должен наблюдать, измерять, регистрировать явление и его ха­рактеристики? Естест­венно, это должен делать прибор, реальный, или иде­альный наблюдатель. При описа­нии явлений невозможно обойтись без на­блюдателя, без задания условий наблюдения, без задания систем отсчета.

Птолемеевскую ошибку (истолкование явления как сущности) повто­рил А. Эйнштейн, формулируя Специальную теорию относительности. Мы не будем останав­ливаться на этом вопросе, поскольку детальный анализ гносеологических ошибок в теории относительности приведен в [1], [2].

Пример 2. Субстанция и свойство.

Здесь имеет место другой тип гносеологи­ческой ошибки, которая связана с превращением свойства в суб­станцию (материаль­ный объект). Материальный объект может иметь самые разнообразные свойства. На­пример, заряженная частица является источни­ком следующих свойств:

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter