Требования к критериям истины
Материалы / Философия науки / Требования к критериям истины
Страница 2

Рассмотрим теперь требования к системе критериев.

Коль скоро историческая общечеловеческая практика признана материализмом в качестве критерия истины (а основания для этого вполне законны, поскольку иного мы не имеем), необходимо ос­мыслить те требования, которые должны предъявляться к конкретным критериальным принципам, вытекающим из этой практики.

Начнем с аналогии. Может ли человек объективно оценить свой характер и свои действия во всех без исключения случаях, отвлекаясь от эмоций? Даже те, кто отлича­ется особой объективностью и критическим отношением к себе, не смогут этого сде­лать в полной мере. Обязательно нужен взгляд со стороны

, который как зеркало отра­жает отношение окружающих и позволяет сравнить свою оценку с оценкой других лю­дей. То же происходит и с оценкой объективности научной теории. Чтобы оценить ее на объективность нужно выйти за рамки теории, необходимо иметь какие-то более общие и устойчивые признаки, независимые от теории, которые мы назовем критерия­ми. Совокупность всех этих критериев образует систему критериальных принципов или критериальную систему. Она должна удовлетворять следующим требованиям.

1. Она должна вытекать из общечеловеческой исторической практики

, опи­раться на нее и быть ее обобщением (концентрированным выражением).

2. Она должна включать в себя в достаточно полной мере признаки необходи­мости и достаточности

.

3. Она должна быть достаточно общей

, универсальной и устойчивой

по от­ношению к развивающимся научным теориям и представлениям.

4. Она должна развиваться и уточняться

вместе с развитием этой практики (динамизм

).

5. В то же время она должна быть достаточно конкретной

, поскольку она наце­лена на оценку конкретного положения, претендующего на статус объективной исти­ны.

Итак, критерии должны быть: 1) общими и универсальными для конкретной об­ласти познания и, в то же время, конкретными, 2) устойчивыми по отношению к раз­вивающейся науке и, в то же время, динамичными, чтобы впитывать в себя все дости­жения человеческой практики, 3) помимо этого они должны включать в себя признаки необходимости и достаточности.

Сразу же заметим, что в силу ограниченности человеческой практики критери­альная система не может быть абсолютно полной и абсолютно точной. Абсолютная полнота и точность системы позволяли бы сразу достоверно устанавливать абсолют­ную истину, что невозможно. Признаки “неполноты и неточности” могут гарантиро­вать только поиск объективнойистины и фиксировать наличие гносеологических ошибок в теории, т.е. противоречий между теорией и критериальной системой.

Изложенное выше свидетельствует, что ученый должен иметь дело не с ”размазанной и бесформенной“ материальной деятельностью в целом, а с ее концен­трированной формой, в которой человеческий опыт имеет наивысшую форму обобще­ния. Такая форма обобщения есть теория познания объективной истины. Возможно, что для многих этот вывод будет выглядеть странным, но другой формы практики как критерия истины отыскать нельзя.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter