Догматизм и его корни
Материалы / Философия науки / Догматизм и его корни
Страница 2

Выводы в статье, где смешаны истина и заблуждение, где не везде имеют место аргу­ментированные заключения и рекомендации, вызывают противоречивые ощущения. Могут ли люди, не владеющие основами теории познания объективной истины, присваивать себе право на абсолютную истинность

своих суждений и рекомендаций? Разве нельзя было бы вместе с исследователями объективно обсудить суть исследуе­мых проблем и помочь им по мере возможности? Вместо этого мы слышим командный окрик: "Запретить!" - вполне в духе сталинских времен.

Авторы горюют о деньгах, растрачиваемых на исследования, которые им ка­жутся

сомнительными. А сколько денег ушло и уходит на исследования гносеологи­чески несостоятельных

Общей теории относительности, Струнных теорий и т.д.? Они этого не подсчитывали. Они игнорируют критические аргументы, свято веря в свою "непогрешимость" и "девственную непорочность" теорий, критикуемых исследователями.

Что касается Международных Конгрессов в С.-Петербурге, то РАН сразу же от­городилась от них, не желая вникать в суть рассматриваемых проблем. Говоря о докла­дах конференции, Э.П.Кругляков пишет, что ему ""трудно согласиться" с большинст­вом статей". Следовательно, он (несмотря на свое предвзятое, отрицательное отноше­ние) признает, что есть "меньшинство критических статей", с которыми он вынужден согласиться. А это уже немало, когда апологеты догматизма пишут о новых гипотезах и критике. Мы считаем, что РАН должна в корне изменить свою позицию по отношению к упомянутым журналам и Международным Конгрессам в С.- Петербурге. Научные ис­следования в области фундаментальных основ естествознания должны не запрещаться, а поощряться. Что касается результатов этих исследований, то они должны подвергать­ся доброжелательной, но объективной оценке с позиции теории познания.

Итак, мы подошли к проблеме научной этики. Можно дать следующее опреде­ление понятия "демократия": Демократия это политика (если хотите - диктатура), направленная на улучшение нравственного и экономического благосостояния народа и опи­рающаяся на высшие нравственные человеческие ценности и объективную науку о раз­витии общества. Демократии без нравственности не существует и не может сущест­вовать. Науки о развитии общества (социально-экономические, общественно-полити­ческие и др.) необходимы, чтобы определять правильное направление развития обще­ства, прогнозировать успехи и трудности, а также постоянно корректировать стратегию и тактику достижения целей.

Демократия в науке имеет подобное определение. Она есть политика, способст­вующая научному прогрессу

и опирающаяся на высшие нравственные ценности

и тео­рию познания

объективной истины

.

Коль скоро научная истина объективна, она не зависит ни от ученых степеней, ни от научных званий и других красивых атрибутов. Перед истиной все равны

. По этой причине внимание, доброжелательность и уважение к точке зрения оппонента, крити­ческое отношение к результатам собственных исследований, раздавленные догматиз­мом, должны быть восстановлены[4].

Теперь можно дать оценку слабых мест ленинского произведения "Материализм и эмпириокритицизм".

Хорошо известно ленинское определение объективной истины: это такое содер­жание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человече­ства. Это блестящее философское определение им полностью игнорируется, когда Ленин пишет о "партийности философии". Если истина зависит

от партии, она не может счи­таться объективной. Это одно из серьезных противоречий его произведения.

Другая ошибка - отсутствие общей методики применения материалистической теории познания к конкретным предметным областям знания. За него этот вопрос был "решен" Марксом, высказывание которого мы цитировали ранее. Несмотря на прекрас­ные примеры гносеологического анализа проблем физики, его "теория познания" без методики применения "повисает в воздухе".

Третья ошибка - неточность в оценке причин кризиса в физике. Этот кризис свя­зан не столько с незнанием диалектики или неумением ее использовать, сколько с от­сутствием принципов критериальной оценки содержания научных теорий на объектив­ность.

Четвертая ошибка - абсолютизация им теории К.Маркса и следующий отсюда тезис о "непримиримой борьбе с ревизионизмом". Этот тезис сыграл роковую роль, превра­тив марксистско-ленинскую философию в догматический материализм.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter