Введение
Страница 1

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.

Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающим условия для экономического и социального благоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения. (7,164). Эти умонастроения формировались ещё в XVII веке: Бэкон, Декарт, Гоббс были предтечами Просвещения.

Термин просвещения впервые был употреблен Вольтером и Гердером в 1784г. В статье «Ответ на вопрос, что такое Просвещение – политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества».

Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которого состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Считая Просвещение выражением родовой сущности человечества. Кант был убежден, что успешное развитие и применение разума возможно при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человеческого рода. Отстаивая неотъемлемое право человечества на свободное пользование достижения культуры, Кант, однако, отрицал необходимость революционного уничтожения социальных учреждений препятствующих развитию Просвещения. Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение 18в. В области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существовавшего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали.

К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали Просвещение как буржуазно демократическую идеологию, а деятелей Просвещения как мыслителей осуществляющих идеологическую подготовку буржуазной революции. Маркс и Энгельс показали, что просветительская идеология возникает в период зарождения в недрах феодализма капиталистических производственных отношений порождающих новые формы классовой борьбы.(6,540)

Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития. Именно появление на исторической сцене буржуазии с её мирскими, практическими интересами объясняет тот пафос, с каким просветители воевали против метафизики. «…Низвержение метафизики XVII века, - писал К. Маркс, - может объяснено влиянием материалистической теории XVIII века лишь постольку, поскольку само это теоретическое движение находит себе объяснение в практическом характере тогдашней французской жизни. … Метафизика потеряла всякое доверие» (Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 140-141) (7.с-163-164)

Возникнув в начале 17 в. В Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции 18в и первые десятилетия 19в, антифеодалистическая идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Б.Франклин, Т.Купер; Т. Пейн;), Германии (Кант, Лессинг) России (Радищев А.Н.; Козельский Я.П.) .(6,540).

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter