Характерные черты новоевропейской культуры. Просвещение
Материалы / Философская проблематика эпохи Просвещения / Характерные черты новоевропейской культуры. Просвещение

Важнейшей её чертой является рационализм. Имеется в виду рационализм в самом широком понимании. Культура нового времени ставит разум («рацио») исключительно высоко. По сути дела, возникает своеобразный культ разума.

Это, прежде всего культ научного разума – уверенность в безграничных возможностях науки. Новое время производит переворот по сравнению с тем, как понимало разум традиционное христианство. Теперь для разума не признается никаких ограничений. Основанием такого понимания является уверенность в рациональности всего сущего, всей Вселенной и каждой отдельной её части. (1,199-200)

Философы Нового времени осознали, для осуществления научного познания и для того, чтобы научное знание вообще могло состояться как таковое, необходимо мысленно противопоставить себя окружающему миру. Эта мысленная операция противопоставления осуществляется по принципу «как если бы…». Познающее «я» ставит себя вне мира, выделяет себя. Мир же превращается в нечто, лежащее вне, в подлежащее. Только мысленно поставив себя в позицию субъекта и, соответственно, превратив весь мир в противостоящий объект, можно познавать научно.

Разделение на субъект и объект – факт многозначительный. Во-первых, он проясняет глубинные осознания западной науки. Во-вторых, он раскрывает особенности западного образа мышления в целом. Эти особенности наиболее ярко обнаружили себя именно в Новое время. Переход к мышлению по принципу «субъект-объект» означал новую ориентацию и самоориентацию человека в мире и, в конечном итоге, новый способ существования.

В самом деле, в общем случае человек рассматривает себя находящимся внутри мира. Ему незачем рассматривать мир в качестве отдельно лежащего объекта. Но знание, отвечающее требования необходимости и всеобщности, требует вынесения человеческого «я» за скобки мира Такое вынесение превращает человека в постороннего миру. Однако он же не рассматривает происходящее с миром как происходящее с собой. Его задача – овладеть знаниями о мире. Он заявляет о своей претензии властвовать над миром. В полагании себя в качестве себя субъекта, мира – в качестве объекта претензия властвования еще не осознана, но уже заявлена.(1,201-202)

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter