Фантастика, по сути, не изобрела идею «другого мира», а заимствовала её из мифологии. Описанные в мифах Рай, Ад, Олимп, Валгалла — классические примеры «альтернативных вселенных», отличающихся от привычного нам реального мира.
В жанре фэнтези часто используется представление о вселенной (мультивселенной) как о наборе независимых «плоскостей существования» (одной из которых является привычный нам мир), в которых законы природы различаются. Таким образом, даётся логическое объяснение возможности магических явлений в некоторых из таких «плоскостей».
Параллельные миры могут описываться и абсолютно независимыми от нашего реального мира и друг от друга, и взаимодействующими. Во втором случае взаимодействие может заключаться либо в возможности при определённых обстоятельствах проникновения из одного мира в другой (условно говоря, наличии «дверей» между мирами), либо в существовании в этих мирах определённых мест, где они пересекаются (сливаются).
Иногда идея параллельных реальностей описывается в виде, внедрённом в нашу реальность. Так, в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «El jardín de senderos que se bifurcan» («Сад расходящихся тропок») исследователь обнаруживает манускрипт китайского автора, где одна и та же история излагается несколько раз, причём описания противоречат друг другу; затем внук автора манускрипта объясняет, что родственник воспринимал время как набор «расходящихся тропок», где различные события происходят параллельно и одновременно.
Параллельный мир может не иметь исторического отношения к любому другому миру; как, например, в романе Стивена Бакстера «Плот», в основе которого — реальность, где постоянная силы тяжести больше, чем на нашей планете. Нужно отметить, что граница между научной фантастикой и фэнтези становится более размытой, чем обычно, когда идет речь об историях, эксплицитно покидающих вселенную, с которой мы знакомы, когда наша вселенная изображается как часть мультивселенной. Жанр в этом случае определяется в большей мере темой, особенностями художественного оформления и расставленных акцентов, а также деталями истории, которые автор желает пояснить и тем, как они объясняются. Так, например, Нарния — фэнтези в чистом виде, телевизионный сериал «Скользящие» — в чистом виде научная фантастика, но такие работы, как сериал Фармера «Многоярусный мир» — нечто среднее.
Смотрите также
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...