Философия политики Нового времени
Материалы / Философия политики Нового времени
Страница 2

Большой вклад в рассмотрение политического как особой самостоятельной сферы жизни общества вслед за Н. Макиавелли внесла целая плеяда мыслителей Нового времени. В данном аспекте в некотором роде этапными можно считать работы «О свободе слова» Дж.

Мильтона, «Левиафан» Т. Гоббса, «Два трактата о государственном правлении» Дж. Локка, «О духе законов» Ш.Л. Монтескьё, «Об общественном договоре» Ж.Ж. Руссо.

Немаловажную лепту в рассматриваемом контексте внесли авторы Нового времени, которые разрабатывали правовые аспекты государства. Так, значение труда голландского юриста Г. Гроция «О праве войны и мира» (1625) состоит в том, что это было первое фундаментальное произведение, где политическое анализировалось прежде всего с юридически-правовой точки зрения в противовес философски-теологическому подходу. С позиций естественно-правового подхода Г. Гроций говорит о природе государства. Государство, утверждал он, есть результат реализации естественного права. Причем «мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться к взаимному общению». В основе существования государства лежит договорной принцип, соглашения большинства против меньшинства, союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных. Очевидно, что здесь мы видим идеи, подготовившие почву для восхождения либерализма и правового государства.

Качественно новый шаг в направлении разработки государственной идеи сделал Т. Гоббс. Его труд «О гражданине» и вторую часть «Левиафана» («О государстве»), по-видимому, можно считать первыми подлинно-философскими произведениями в собственном смысле слова, хотя сам Гоббс не использовал понятия «политическая философия». Если сравнить эти работы с трудами классиков античной мысли, то нельзя не обнаружить их разительного различия как по тональности, так и по смыслу. В основе концепции Т. Гоббса лежат взаимодействие и динамика противоположных начал – коллективно-государственного и индивидуально-личностного.

Проводится четкое различие между государством-Левиафаном как носителем верховной власти и подданными, обладающими при всей их подчиненности этой верховной власти определенными неотъемлемыми правами. Здесь интересны рассуждения Т. Гоббса об естественном праве и гражданском или положительном законе. По его мнению, они совпадают как по содержанию, так и по объему. Однако естественные законы, суть которых состоит в беспристрастности, справедливости, признательности и вытекающих из них моральных качествах, в естественном состоянии не являются законами в собственном смысле слова; они лишь располагают людей к миру, милосердию и повиновению. Естественными являются те законы, которые существовали и будут существовать вечно. Государи и судьи приходят и уходят, даже небо и земля могут исчезнуть, говорил он, но ни один пункт естественного закона не исчезнет, ибо это вечный божественный закон. «Все неписаные законы – естественные законы», – констатировал Т. Гоббс.

Естественные законы становятся действительными законами только после установления государства. Это уже писаные гражданские или положительные законы, которые стали таковыми благодаря воле тех, кто имел верховную власть над другими. Гражданскими являются законы, которым люди должны подчиняться как подданные государства, которое одно только способно установить, что есть беспристрастие, справедливость и добродетель, сделать их общеобязательными и определить наказание за их нарушение. Естественное право или естественная свобода могут быть ограничены гражданским законом, дабы люди не вредили друг другу и объединялись против общего врага.

Особенность позиции Т. Гоббса состоит в том, что в русле наметившейся на рубеже средних веков и Нового времени тенденции объяснять сущность государства через его происхождение он предпринял попытку сформулировать свое понимание государства с точки зрения причин и условий его возникновения. В данном контексте главная заслуга Гоббса состояла в развернутом обосновании договорной теории происхождения государства. Теория

общественного договора –

философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. В отличие от тех авторов, которые противопоставляли договорной принцип организации абсолютизму власти, Т. Гоббс предпринял попытку вывести принцип абсолютизма из договора. Философ полагал, что «начало гражданского общества – во взаимном страхе». Состояние людей вне общества – война всех против всех. Государство получает свою легитимность и право преодоления этой войны в результате соглашения между всеми членами государственного сообщества людей. Свою функцию стремления к миру государственная власть сможет осуществить, если будет неограниченной и безусловной, она не должна подлежать какому бы то ни было контролю и не может быть уничтожена волею создавших ее граждан, поскольку в силу самого договора они навсегда связали себя обязанностью подчиняться верховной власти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter