Философия политики Нового времени
Материалы / Философия политики Нового времени
Страница 3

Исходя из этих посылок, Т. Гоббс и предлагает свою концепцию философии государства. В основе его построений лежит тезис о двух состояниях любого человеческого общества: естественном, где отсутствует какая бы то ни было государственная организация, и государственном, гражданском.

Поэтому, говорит он, философия распадается на две основные части: философию естественную и философию гражданскую, или философию государства. Поскольку же для определения основных характеристик государства необходимо предварительно изучить склонности, аффекты, права и нравы людей, то сама философия государства подразделяется на два раздела: первый, трактующий склонности и нравы, называется этикой, а второй, исследующий гражданские обязанности, - политикой или просто философией государства. В разделе первом «Основ философии» Т. Гоббс говорит о философии морали и философии государства. Причем, утверждает он, «философия государства связана с философией морали, но не настолько тесно, чтобы ее нельзя было отделить от последней».

Можно сказать, что Т. Гоббсу принадлежит приоритет введения в научный оборот понятия «философия государства». Но, как можно судить по его произведениям, он затрагивает более широкие проблемы, относящиеся к миру политического в целом.

Весомый вклад в развитие философско-политических идей Нового времени внес Дж. Локк. Он фундированно разработал идеи народного верховенства, договорного происхождения государства, отчуждаемых и неотчуждаемых прав личности. Наиболее четко и последовательно политико-философские воззрения Дж. Локка изложены в его труде «Два трактата о правлении». Согласно Дж. Локку, общество предшествует государству, оно существует «по природе». Государство представляет собой некое «новое тело», вторичный искусственный орган, созданный в силу волеизъявления народа, заключившего договор с правителем, которому делегируется определенный комплекс властных полномочий. Государство при этом образуется на основе существующих в естественном состоянии общественных отношений. При нарушении правителем договора народ вправе сместить его и призвать на его место другого правителя. Если по каким-либо причинам правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми своими естественными законами и правами. Народ, составляющий общество, является сувереном, и в силу этого, хотя с образованием государства суверенитет общества переходит к государству, оно не может полностью поглотить общество. Более того, главная цель государства состоит в защите этого общества.

Как и Т. Гоббс, Дж. Локк считал, что государство пришло на смену естественному состоянию. А это последнее, по его словам, представляет собой «состояние полной свободы в отношении действий людей и в отношении распоряжения имуществом и личностью». В отличие от Т. Гоббса, который изображал естественное состояние людей как состояние войны всех против всех, Дж. Локк рассматривал его как состояние свободы и равенства всех людей, которые вели мирную жизнь в соответствии с законами природы, как идеальное общество, земной рай, потерянный людьми вследствие несовершенства их природы, насилия, взаимных обид и т.п.

Центральное место в разработках Дж. Локка занимает не столько суверенитет верховной власти, сколько механизмы эффективной реализации власти в интересах управляемых. Общественное начало, утверждал он, заложено в самой природе человека. Бог создал его таким существом, которое не выносит одиночества, заставив его тем самым «искать общества». Стремление избежать состояния войны без права, обращенной против личности человека – «вот главная причина того, что люди образуют общество и отказываются от естественного сознания и состояния». Особенно важное значение имеет тезис Дж. Локка о том, что первоосновой свободы личности и первопричиной возникновения государства является собственность. Человек рождается свободным и от рождения наделен правом защищать «свою жизнь, свободу и имущество», – провозгласил Дж. Локк. Именно для обеспечения оптимальных условий реализации этих свобод и прав и создается государство. «Великой и главной целью объединения людей в государства и передача им себя под власть правительства является сохранение их собственности». Заслуга Дж. Локка, помимо всего прочего, состоит в том, что он стал рассматривать труд как основу частной собственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter