Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами
Материалы / Философия в античном мире / Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами
Страница 1

Философскими противниками материализма и диалектики милетцев и Гераклита явились представители пифагорейской и элейской школ идеализма, возникших в "Великой Греции" (древнегреческих колониях в Южной Италии) в 6 веке до н.

э. Земледельческая "Великая Греция" была отсталой страной по сравнению с Ионией, и именно здесь выступили на борьбу против материализма идеологи аристократов всякого рода идеалисты и мистики.

Пифагорейская школа возникла в условиях острой политической борьбы между реакционной аристократией и демосом (простым народом – крестьянами и городской беднотой, состоящей из ремесленников и мелких торговцев), разгоревшейся по всем южноитальянским древнегреческим полисам. Основатель школы Пифагор (около 580 – 500 гг. до н. э) первоначально жил на острове Самосе, а затем в Южной Италии, в г. Кротоне, где власть в конце 6 века до н.э. принадлежала аристократии. Он основал так называемый пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством (исторически находящимся между первобытными "мужскими союзами" и духовными "орденами" средневековья). Пифагорейцы всюду стояли на стороне рабовладельческой аристократии и ожесточенно боролись против демоса. Пифагор отвергал материализм милетской школы, передовые естественно-научные взгляды своего времени. Заимствовав математические знания у египтян, Пифагор положил начало систематическим занятия математикой в Древней Греции. Пифагорейцы занимались и вопросами астрономии (называемой ими "сферикой"), движение небесных светил, учили они, подчиняется гармонии математических отношений ("музыка сфер"). Эти зачатки научного мышления у пифагорейцев были подавлены их идеалистической философией, согласно которой числа составляют мистическую сущность вещей, математические абстракции таинственно управляют миром, "порядок" порождается мистикой чисел. Под "порядком" Пифагор понимал власть аристократов; древнегреческую рабовладельческую демократию он осуждал, как нарушение "порядка". Пифагорейская философия была примитивной попыткой "теоретически" обосновать господство рабовладельческой аристократии.

Первое письменное изложение учения Пифагора дал Филолай[6], от которого, как и от Иона Хиосского[7], остались немногочисленные фрагменты. С конца 5 века пифагореизм стал постепенно сближаться с платоновской философией. Окончательное оформление Пифагореизма относится ко времени позднего Платона и его Академии. Архит Тарентский[8] был последним крупным представителем Пифагореизма. В 1 веке до н.э. идеи Пифагореизма стали отправной точкой в развитии неопифагореизма, существовавшего вплоть до 3 века. Его представителями были Нигидий Фигул, Апполоний Тианский, Нумений и др.

В Пифагореизме возникла весьма оригинальная арифметика, придававшая пластический и жизненный смысл каждому числу: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, двоица – как уход в неопределенную даль, троица – как первое оформление этой бесконечности, четверица – как первое телесное воплощение этой триадической формы и т.д. В связи с учением Пифагора можно упомянуть труд Е.П. Блаватской "Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии", где также дается довольно смелая трактовка смысла чисел Пифагора. Ноль, или круг там означает символ всеединства или предвечную пустоту. Вселенная возникает из точки (единицы) в центре круга и обратно же в точку превращается, исчезая и закончив свой цикл. Возникая Вселенная становится линией (двойка) представляя собой пассивное женское начало, которое благодаря фохату (аналог Логоса Гераклита) – проявлению предвечной мысли становится триединством (треугольником) – активным мужским началом, способным создавать формы проявленного мира. Число четыре (квадрат) означает нашу Землю (кристаллическая решетка минералов лучше всего выражает эту символику) и, наконец, число пять представляет собой вершину творения – человека (рисунок Леонардо Да Винчи). Ранние пифагорейцы, по преданию, при помощи наблюдения над металлическими пластинками разных размеров или сосудов с разным наполнением водой установили числовые отношения, характерные для кварты (4/3), квинты (3/2) и октавы (2/1), которые объединялись с материальными стихиями или с правильными геометрическими телами. Тоны, полутоны и еще меньшие части тона были осознаны у пифагорейцев с точностью, превышающей точность новоевропейской акустики. Эта физически-арифметически-акустическая концепция распространялась на весь космос, мыслившийся состоящим из десяти небесных сфер, каждая из которых издавала свой характерный звук, состояла из определенной комбинации правильных геометрических тел и выявляла определенную материальную стихию с той или иной структурой, пропорцией и тонкостью ее консистенции.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter