учёными. Это же подтверждает и Н. Кузанский: «Протагор прав, говоря, что человек есть мера вещей . Почему чувство не постигает умопостигаемого, а интеллект интеллигенции, то есть того, что над ним? Потому, что никакое познание не имеет силы в отношении более сложного; ведь познание есть измерение, а мера проще чем измеряемое, как единица - мера числа».
Да, сам Протагор угрюм и скептичен: «Человек есть мера всех вещей, тех, которые существуют, что они существуют, а тех которые не существуют, что они не существуют». Далее Протагор почти повторяет слова мудрого китайца, и также делает из этого принципиальную позицию: «О Богах я не могу ничего знать, ни того, что Они существуют, ни того, что Они не существуют, ибо многое мешает знанию этого; мешает этому как темнота предмета, так и кратковременность жизни человека».
Усугубляет это печальное направление своим мыслями знаменитый Чжан Чжэн-Цзы: «У нас есть инстинктивная потребность искать Истину. Поиск Истины человеком - никогда непреходящая навязчивая идея. Если этот процесс не преобразован качественно, то он затянет в трясину тщетной погони .Накопления никогда не могут прийти к концу .». Он также указывает на возможность только частичного и неполного человеческого познания: «Мы не можем увидеть или испытать вещь непосредственно. Наш ум может дать только косвенную меру вещей, и не может привести нас с ней в прямой контакт».
Однако человек так устроен, что надежда на большее всегда живёт, и оптимистов всегда немного больше. Кроме того, в человеке в самом деле инстинктивно заложены от природы поиск истины и накопление знаний. Некоторые умники даже утверждают, что этот инстинкт возник в результате накопления человеком лишней энергии при одновременном наличии свободного времени, и далее он закрепился генетически. То есть, получается картина, когда свободная энергия ищет и стремится познать саму себя. Правда, не всем людям почему - то присущ этот инстинкт, некоторым для полного счастья достаточно плотно поесть и после сладко заснуть перед телевизором. Возможно, это уже всё познавшие или понявшие бесконечность этого процесса.
Но для некоторых не важна цель, а важен сам процесс. «По сути дела я изучал Природу и искусство всегда лишь эгоистически, именно: чтобы формировать себя . Эта жажда как можно выше вознести к небесам пирамиду моего существования, основание, которой мне дано и упрочено, перевешивает все остальное и ни на мгновение не утоляется .Кто знает - не есть ли человек снова лишь бросок к более высокой цели?» - это неисправимый оптимист Гёте, которому удалось кроме гениальных стихов сделать несколько научных открытий. И по его мнению, несмотря на конечную целевую бессмысленность накопления знания, сам процесс совершенствует человека, то есть сами его возможности сильно возрастают. И уже ради этого нам стоит продолжить наш поисковый путь дальше.
Оглядываясь на историю развития человека и человечества, мы видим, что человек только тогда что-то познает - постигает до того непознанное, когда благодаря усилиям, умственному напряжению выходит за свои достигнутые, привычные границы. Идет красивый ступенчатый процесс: напрягаясь - усиливается, подрастает и взбирается на новую небольшую ступеньку познания человек, и взобравшись - имеет возможность повторить процесс опять. Так происходит человеческая эволюция, благодаря оптимистам .
И мы примкнём к этим красавцам и оптимистически предположим - может, всё-таки существует нечто общее в этом Едином Мире, соединяющее неким образом Его составляющие -Видимый, Умопостигаемый и Невидимый Миры, - и одновременно присутствующее в человеке. Это дало бы возможность человеку, конечно, - не иметь в своей памяти знания о Бесконечном, но может быть присутствовать в этих знаниях или иметь постоянную с ними связь, и то и другое позволило бы вывести на экран нашего сознания те или иные знания. Подобная головокружительная фантастика возможна только при условии, что существуют мировые внечеловеческие знания, о которых упомянул Н. Кузанский как об «интеллигенциях». Именно об этих «интеллигенциях» так много и загадочно рассуждали наши любимые мудрые греки. Может, это те загадочные откровения святых всех религий и мудрецов всех народов? Как выйти на уровень или на связь с этими «интеллигенциями» и «откровениями». И если эта связь существует, то, может, она односторонняя и не зависит никак от человека, то есть односторонне исходит к человеку в некоторых случаях от окружающего Мира?
Сам Кузанский, зафиксировавший факт предела-тупика, даёт следующие рекомендации: «И Платон и Дионисий запретили обнародовать сокровенные тайны людям, не знающим духовных подъемов, потому что таким людям ничего не кажется смехотворнее высоких предметов.
Поэтому, если тебе сначала все покажется пустым бредом, то знай, что причиной твоя слабость и что стоит немного поупорствовать с максимальной жаждой знания и поучиться навыку медитации у кого-нибудь, - и ты начнешь ничего не ценить выше этого озарения и порадуешься найденному духовному сокровищу, причем придешь к этому за очень недолгое время». Стран-21
Смотрите также
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...