Человеческий предел и ограниченность
Материалы / Человеческий предел и ограниченность
Страница 3

учёными. Это же подтверждает и Н. Кузанский: «Протагор прав, говоря, что человек есть мера вещей . Почему чувство не постигает умопостигаемого, а интеллект интеллигенции, то есть того, что над ним? Потому, что никакое познание не имеет силы в отношении более сложно­го; ведь познание есть измерение, а мера проще чем измеряемое, как единица - мера числа».

Да, сам Протагор угрюм и скептичен: «Человек есть мера всех вещей, тех, которые суще­ствуют, что они существуют, а тех которые не существуют, что они не существуют». Далее Про­тагор почти повторяет слова мудрого китайца, и также делает из этого принципиальную пози­цию: «О Богах я не могу ничего знать, ни того, что Они существуют, ни того, что Они не существу­ют, ибо многое мешает знанию этого; мешает этому как темнота предмета, так и кратковременность жизни человека».

Усугубляет это печальное направление своим мыслями знаменитый Чжан Чжэн-Цзы: «У нас есть инстинктивная потребность искать Истину. Поиск Истины человеком - никогда непреходя­щая навязчивая идея. Если этот процесс не преобразован качественно, то он затянет в трясину тщетной погони .Накопления никогда не могут прийти к концу .». Он также указывает на воз­можность только частичного и неполного человеческого познания: «Мы не можем увидеть или испытать вещь непосредственно. Наш ум может дать только косвенную меру вещей, и не может привести нас с ней в прямой контакт».

Однако человек так устроен, что надежда на большее всегда живёт, и оптимистов всегда немного больше. Кроме того, в человеке в самом деле инстинктивно заложены от природы по­иск истины и накопление знаний. Некоторые умники даже утверждают, что этот инстинкт возник в результате накопления человеком лишней энергии при одновременном наличии свободного времени, и далее он закрепился генетически. То есть, получается картина, когда свободная энер­гия ищет и стремится познать саму себя. Правда, не всем людям почему - то присущ этот ин­стинкт, некоторым для полного счастья достаточно плотно поесть и после сладко заснуть перед телевизором. Возможно, это уже всё познавшие или понявшие бесконечность этого процесса.

Но для некоторых не важна цель, а важен сам процесс. «По сути дела я изучал Природу и искусство всегда лишь эгоистически, именно: чтобы формировать себя . Эта жажда как мож­но выше вознести к небесам пирамиду моего существования, основание, которой мне дано и упрочено, перевешивает все остальное и ни на мгновение не утоляется .Кто знает - не есть ли человек снова лишь бросок к более высокой цели?» - это неисправимый оптимист Гёте, которому удалось кроме гениальных стихов сделать несколько научных открытий. И по его мнению, несмотря на конечную целевую бессмысленность накопления знания, сам процесс совершенствует человека, то есть сами его возможности сильно возрастают. И уже ради это­го нам стоит продолжить наш поисковый путь дальше.

Оглядываясь на историю развития человека и человечества, мы видим, что человек только тогда что-то познает - постигает до того непознанное, когда благодаря усилиям, умственному напряжению выходит за свои достигнутые, привычные границы. Идет красивый ступенчатый процесс: напрягаясь - усиливается, подрастает и взбирается на новую небольшую ступеньку познания человек, и взобравшись - имеет возможность повторить процесс опять. Так происхо­дит человеческая эволюция, благодаря оптимистам .

И мы примкнём к этим красавцам и оптимистически предположим - может, всё-таки суще­ствует нечто общее в этом Едином Мире, соединяющее неким образом Его составляющие -Видимый, Умопостигаемый и Невидимый Миры, - и одновременно присутствующее в челове­ке. Это дало бы возможность человеку, конечно, - не иметь в своей памяти знания о Бесконеч­ном, но может быть присутствовать в этих знаниях или иметь постоянную с ними связь, и то и другое позволило бы вывести на экран нашего сознания те или иные знания. Подобная голо­вокружительная фантастика возможна только при условии, что существуют мировые внечеловеческие знания, о которых упомянул Н. Кузанский как об «интеллигенциях». Именно об этих «интеллигенциях» так много и загадочно рассуждали наши любимые мудрые греки. Может, это те загадочные откровения святых всех религий и мудрецов всех народов? Как выйти на уро­вень или на связь с этими «интеллигенциями» и «откровениями». И если эта связь существует, то, может, она односторонняя и не зависит никак от человека, то есть односторонне исходит к человеку в некоторых случаях от окружающего Мира?

Сам Кузанский, зафиксировавший факт предела-тупика, даёт следующие рекомендации: «И Платон и Дионисий запретили обнародовать сокровенные тайны людям, не знающим духов­ных подъемов, потому что таким людям ничего не кажется смехотворнее высоких предметов.

Поэтому, если тебе сначала все покажется пустым бредом, то знай, что причиной твоя сла­бость и что стоит немного поупорствовать с максимальной жаждой знания и поучиться навыку медитации у кого-нибудь, - и ты начнешь ничего не ценить выше этого озарения и порадуешься найденному духовному сокровищу, причем придешь к этому за очень недолгое время». Стран-21

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter