Человеческий предел и ограниченность
Материалы / Человеческий предел и ограниченность
Страница 4

но слышать от немца слова о выходе в состояние озарения путём медитации, мы привыкли, что этим занимаются китайцы, японцы, буддисты, йоги или какие-то мистики. Но при вниматель­ном рассмотрении вопроса оказывается, что все великие философы, мудрецы и святые были в различной степени мистиками и говорили примерно одно и то же на интересующую нас тему.

Дионисий, на которого ссылался Кузанский: «Итак, Божье мы должны познать не по человечес­кому обычаю, но целиком и полностью от самих себя отступившись и всецело перейдя в Бога.» Видимо, этот великий подразумевает тот же метод, что и Кузанский. Вот ещё один пример выс­казывания на имеющуюся у нас общность с Миром-Богом: «Отчего и как это происходит, что души забывают Бога - своего Отца? Отчего происходит, что они теряют знание о Боге, и о самих себе? Причина постигшего их зла лежит в них самих - в их замысле ни от кого не зависеть, а быть и жить по своей воле, от себя и для себя. Как только они вкусили сладости такого самосто­ятельного бытия, они тотчас дали волю своим прихотливым желаниям» - великий Плотин ука­зывает даже на последствия потери этой связи, этот язычник ещё не раз нас порадует своими мыслями.

Вслед за Кузанским, Дионисием и Плотином туже мысль высказывает великий мусульма­нин Ибн-Араби, который интуитивному знанию уделял особое внимание:

«Лишь знание скрепляет неразлучно:

Бог знает нас,

А потому Он - с нами

Его не зная, мы не с Ним».

Сам Господь в древнейшем священном индийском трактате говорит: «Знай со всей опре­деленностью, что Я - начало, Я - конец всего, что есть материального и всего, что есть духовно­го в этом мире.» (Бг.г7.т6.) То есть не то, чтобы связь между чем-то, но некая общность-начало во всём, в том числе и в человеке - пресловутая Божья искра в человеке, его божественность, которая и является естественным обеспечением этой общности-связи между человеком и ок­ружающим Миром. На этот факт множество раз указывает в своих трудах Елена Рерих: «Главная ошибка людей, - что они почитают себя вне Сущего.» То есть человек находится полностью в Едином Сущем, он является Его ничтожно малой частью. И сам этот факт уже должен свиде­тельствовать, что бесспорно имеется общность-связь между человеком и окружающим его Бесконечным Миром.

Теперь на основе всего сказанного подведём небольшой промежуточный итог. Во-первых, мы можем вернуться к первому рисунку и уверенно провести вокруг точки шестую линию - это способность человека познать окружающий Мир с помощью мозга-ума, это способность умопостижения. В ней главное отличие человека от остального животного мира. Во-вторых, можем не­много больше сказать конкретного по поводу второго рисунка. На котором мы можем более кон­кретно определить границу Умопостигаемого Мира, ибо когда человек не обладает связью с Еди­ным Миром, то можем сказать следующее - Умопостигаемый Мир, в несколько раз больше Видимого, при этом имеется не весь бесконечный в своём спектре Видимый Мир, а та часть Ви­димого Мира, которая фиксируется конкретным человеком.

В том же случае, когда человек находится в состоянии озарения, откровения или активного инту­итивного познания, то более конкретно границу Умопостигаемого Мира трудно определить, так как она при этом сильно отодвигается в сторону Невидимого Мира или другими словами - дальше про­низывает Единый.

Итак, Единый наш Мир включает в Себя с человеческой точки зрения Невидимую часть, кото­рую можно назвать неумопостигаемой, затем - Видимую или ещё точнее, учитывая кроме зрения остальные виды нашего восприятия, Воспринятую нами часть(Мир), и - Умопостигемую часть(-Мир). При этом Умопостигаемая полностью включает в себя Видимую, ибо постигать - это боль­ше чем видеть; это ещё запоминать, накоплять запомненное и на базе этого представлять, вооб­ражать, фантазировать и результаты последнего также запоминать и накоплять.

Поэтому Умопостигаемая часть (Мир) больше просто Видимой части(Мира), а значит меж­ду ними существует некая существенная разница, которую можно назвать интеллектуальной или непосредственно умопостигаемой; эта разница является одновременно промежуточной между Видимым Миром и Невидимым, это есть непосредственно человеческий интеллект.

Мудрый язычник Прокл понимал под мышлением некий способ комбинирования элемен­тов памяти, то есть некий способ смешения этих элементов, - поэтому эту разницу между ви­димым и умопостигаемым назвал «смешанное», а некую границу между видимым и умопости­гаемым логично называл «первой границей». Он считал, что Единый Мир именно начиная с че­ловеческого интеллекта начинает осознавать своё единство и свою целостность: «От этой первой границы вещи получают единение, целостность и общность.»

А теперь попробуйте представить такую абсолютно реальную картину - Этот Единый Мир, со всем человеческим делениями на Видимый, Умопостигаемый и Невидимый, находится в постоянном едином движении и в различных локальных движениях. И для Него нет этого деле­ния и этих границ, Он Един в своём движении и в взаимопроникновении своих частей. Поэтому абсолютно прав был в своей философии великий мудрец Бахаи-Абдул-Бах, в которой утверждал, что «явления видимой реальности порождаются невидимой реальностью».

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter