Социальное расслоение как объект философского анализа
Материалы / Человек в системе социальных связей / Социальное расслоение как объект философского анализа
Страница 2

Причины возникновения социального неравенства, деления на высшие и низшие, бедные и богатые слои, классы, всегда интересовали философов. В самом общем виде социальное неравенство объясняется разделением труда, разной значимостью отдельных видов труда для общества, следовательно, разным вознаграждением за них.

Почему же одни люди попадают в слой богатых, другие в слой бедных? Предлагались различные объяснения этого.

С позиции исторического идеализма возникновение классов и других неравных социальных групп объяснялось различиями в сознании людей. Согласно данной позиции отношения господства и подчинения обусловлены разумностью и жестокостью одних и глупостью и доверчивостью других. Иными словами, деспотизм рассматривался как результат глупого доверия честолюбцам. Отсюда вытекал вывод, что причина социального неравенства кроется в недостаточном просвещении.

В биологических концепциях утверждалась идея о природной основе происхождения неравенства, влиянии естественных биологических различий, таких как пол, раса, возраст. А Фрейд, например, считал причиной врожденного и вечного неравенства людей их принадлежность двум разным психологическим типам – руководителям и руководимым. Последние, по его мнению, образуют широкое большинство, им необходима власть, которая будет принимать за них решения и которой они могут предложить лишь безоговорочную покорность.

Сторонники распределительной теории, например, английские экономисты А. Смит, Д. Рикардо, объясняли различие между буржуа, землевладельцами и рабочими различиями в способе получения ими средств к существованию (прибыль, земельная рента, заработная плата).

Некоторые исследователи (например, Е. Дюринг) видели причины деления общества на высшие и низшие слои в политическом насилии, войнах, покорении одних народов другими (теория насилия). По поводу этой позиции Ф. Энгельс заметил, что насилием невозможно объяснить происхождение классов, как невозможно объяснить грабежом возникновение частной собственности, ибо грабеж может только сменить владельца собственности, но не создать собственность как таковую.

В принципе, все теории и обыденные представления о социальном неравенстве можно разделить на две большие группы.[1] Одни утверждают, что бедные, низшие, зависимые сами виноваты в этом: они ленивы, непредприимчивы, предпочитают идти за лидерами, склонны к нерациональному потреблению, принимают свою нужду, соглашаются со своей бедностью. Так ещё в XIX веке утверждал Г. Спенсер. Другие говорят, что бедные бедны, т.к. это кому-то выгодно, то есть другим, высшим и богатым социальным группам.

Вскрывая причины эксплуатации в капиталистическом обществе, К. Маркс видел причину бедности в присвоении части труда работника владельцем средств производства. В современной науке в этой парадигме работает Э.Райт, профессор Висконсинского ун-та, который расширяет категорию эксплуатирующих классов, включая в них крупных менеджеров, обладающих организационным капиталом, и экспертов, владеющих культурным капиталом. О. Льюис, профессор Иллинойского ун-та, утверждает, что существует особая культура бедных, которая передаётся в семьях новым поколениям в процессе социализации, и препятствует позитивному изменению положения детей из этих семей. В некоторых исследованиях подчёркивается, что у активной социальной политики современных государств при наличии современной системы пенсий и пособий, облегчающей положение слабых социальных групп, есть оборотная, негативная сторона – семьи стали менее сплочёнными, перестали поддерживать своих более слабых членов, и это приводит последних к бедности (Д. Чил, профессор Виннипегского ун-та).

Формы и уровень социального неравенства исторически менялись. Несколько упрощая, в целях чёткости анализа, реальные различия, можно выделить три основных исторических этапа в изменениях социального неравенства:

1) неравенство в традиционном обществе (так обычно называют первобытно-общинное, рабовладельческое и феодальное общества вместе, т.к. все они аграрные, основаны на ручном труде и натуральном хозяйстве);

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter