Социальное расслоение как объект философского анализа
Материалы / Человек в системе социальных связей / Социальное расслоение как объект философского анализа
Страница 3

2) неравенство в индустриальном обществе (так называют буржуазное общество, основанное на машинном производстве, развитых товарно-денежных отношениях);

3) неравенство в современном постиндустриальном обществе (оно начало формироваться с 70-х годов XX в.

, связано с развитием информационных технологий, автоматизацией труда).

Считается, что в первобытном обществе неравенство было очень незначительно. Так, в социальной структуре первобытного общества существенную роль играло деление людей по полу, возрасту, племенной и родовой принадлежности. Здесь социальные объединения были скорее средством коллективного противостояния людей природе. С развитием общественного разделения труда, обмена, формированием частной собственности социальное неравенство приобрело ярко выраженный характер. Основными формами социального неравенства в традиционном обществе были рабство, касты и сословия.

Переходы людей из одного сословия или касты в другие сословия или касты крайне затруднён или не возможен вообще, поэтому такое общество называют «закрытым». Между отдельными кастами, сословиями очень глубокие различия в правах. Традиционные общества – это общества глубокого социального неравенства.

Основной формой социального неравенства в индустриальном обществе является деление на классы.

Класс (от лат-clasis – разряд) – понятие, которое использовалось с глубокой древности для обозначения больших групп людей с различным имущественным положением и различными интересами. Весьма широко использовалось понятие "класс" в XVIII-XIX вв. в работах французских историков О. Тьерри. Ф. Гизо, О. Минье. Классы выделялись, например, по различиям в достатке (богатые и бедные), различному положению в обществе (привилегированные и непривилегированные) или даже по роду занятий (класс военных, класс священнослужителей, классы праздные и трудящиеся).

В интерпретации В.И. Ленина классы – это большие группы людей, различающиеся по их «месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».[2]

С позиции сегодняшнего дня недостатком классовой теории марксизма является: недооценка значения умственного труда, непонимание его производительной силы, ставшее особенно опасным в эпоху быстрого научно-технического прогресса; а также упрощение классовой структуры современного общества интерпретаторами марксизма, абсолютизация роли классовой борьбы в понимании источников развития общества.

Несмотря на длительную историю использования в гуманитарном знании понятия «класс», оно до сих пор не обладает строго очерченным объемом, нередко переплетается с трактовкам социального слоя, политической группы и т.д.

Известный философ и культуролог ХХ в. Питирим Сорокин определял класс как: «солидарную совокупность лиц, связанных между собою связями» трех типов: профессиональной, имущественной и правовой (выраженной в определенном объеме прав). Члены одного и того же класса принадлежат к одной или к близким профессиям, имеют одинаковое или сходное имущественное положение и обладают одинаковым объемом прав. Так, «класс пролетариев составляется из наемных фабрично-заводских рабочих, живущих продажей своего труда; по имущественному положению не относятся к группе бедных; по объему прав — к группе обделенных, неполноправных лиц».[3]

Понятие «класс» используется в современных социальных теориях, так как классы есть реальные, противостоящие друг другу силы в системе развитого производства материальных благ, где присвоение чужого труда неочевидно.

Ключевыми для понимания классов остаются понятия собственности, при этом для современных исследователей характерно стремление подходить к ней более дифференцированно, а также выделять различия социальных слоев внутри групп, не имеющих собственности. Если в XVII-XIX веках обычно выделяли два класса, то в XX-XXI вв. выделяют не менее трех.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter