Проблема истины
Материалы / Философия науки / Проблема истины
Страница 1

Марксистско-ленинская философия, решая проблему истины, опирается на из­вестное положение Маркса, согласно которому "вопрос о том, обладает ли человече­ское мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос.

В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос".

При всей своей правильности это положение не решает и не может решить проблему истинности научного знания. Оно верно, поскольку оно, по сути, совпадает с целевым назначением и функциями науки. Последнее связано не только с функциями описания и объяснения явлений материального мира, но и с другими, не менее важны­ми функциями (прогностическая, эвристическая, ценностная и др.).

Поясним на примере недостаточность определения Маркса в указанном ранее смысле. Допустим, мы имеем область экспериментальных фактов, на которых построе­но N различных теорий Тi (i=1,…,N). Все эти теории не только объясняют факты, на которые они опираются. Некоторые из них дают предсказания, которые также под­тверждаются. При дальнейшем развитии эмпирической базы и появлении новых фак­тов часть теорий отсекается, но часть остается, не будучи опровергнута фактами, и по­являются новые гипотезы (теории).

Можем ли мы дать предварительную оценку имеющимся теориям на выживае­мость и выявить наиболее сомнительные?

Если мы не имеем такой возможности, тогда для того, чтобы не утратить воз­можность познания истины, нам придется "тащить" за собой весь спектр теорий и ги­потез. Иначе мы рискуем потерять теорию, наиболее отвечающую объективной реаль­ности. Если мы не хотим сохранять все возможные теории (мнения), тогда мы будем вынуждены сделать субъективный выбор и принять только одну версию объяснения явлений, превратив ее в догму.

Положение Маркса не решает и не может решить эту проблему. В марксистско-ленинской философии цитированное выше положение Маркса было абсолютизировано (стало догмой). Приведем одно из многочисленных интерпретаций положения Маркса. Этот розово-опереточный шедевр мы нашли в “толстом” 5-ти томном издании “Материалистическая диалектика” [9]:

“С превращением науки в важный фактор социального, экономического и куль­турного прогресса общества резко сокращается разрыв между оценкой истинности и ее проверкой, а возрастание плановых начал в развитии научного познания сужает поле возможных заблуждений, снимаемых в общем потоке научно-технического прогресса. Тем самым и ход разрешения противоречий между истиной и заблуждением утрачива­ет прежний затяжной и драматический характер”.

“Выпечка” истины на конвейере в условиях “планового начала в развитии науч­ного познания” - это “открытие” марксистов-ленинцев[2]. Такая "выпечка" возможна только в условиях догматизма.

Перейдем теперь от грустного к серьезному. Что же такое "научная теория"? Научная теория есть обобщениеэкспериментальных результатов и опыта. Она есть такое обобщение, в котором схвачены все главные связи и закономерности, обнару­женные человеком и существующие в данной предметной области. Как известно, лю­бое обобщение предполагает выделение главных связей и отсечение всего второсте­пенного, т.е. идеализациюреальных явлений и связей.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter