Проблема истины
Материалы / Философия науки / Проблема истины
Страница 2

В этом смысле научная теория всегда ограничена своей предметной областью и областью своей применимости

, за пределами которой она теряет свою силу и не предсказывает правильных результатов.

Иными словами, любая научная теория огра­ничена. Помимо этого, любая теория не может претендовать на абсолютную точность, поскольку она не в состоянии учесть все без исключения тонкости рассматриваемых явлений (она отсекла "второстепенное"). Она есть приближение к абсолютной истине, т.е. объективная истина.

В то же время научная теория выступает как особая форма практики

, т.е. как обобщение результатов эмпирической деятельности человека и человеческого опыта

в широком смысле этого слова. Именно при таком понимании сути

любой теории (физи­ческой, химической и др.) исчезает разрыв

между теорией(как бы связанной только с мыслительным процессом) и практикой(как исключительно материальной деятельно­стью человека).

Теория есть особая форма все той же человеческой практики. Деление результатов человеческой деятельности на теорию и практику и проти­вопоставление

их искусственно, в этом смысле. Даже плотник-умелец, который может построить дом без чер­тежей, всегда представляет себе не только будущую конструкцию дома, его размеры и форму, но и технологию строительства. Все это он "проигрывает" в уме, т.е. теорети­чески. Никакая осознанная производственная или материальная деятельность человека не существует без использования опыта в его концентрированной, обобщенной форме, т.е. без, хотя бы, примитивной теории и запечатленного в памяти обобщенного опыта.

Практическая или материальная деятельность как таковая, без опоры на теоре­тическую деятельность, извините, есть "безмозглая" практика. Она есть результат схо­ластического теоретизирования.

Итак, естественнонаучная теория есть обобщение результатов конкретной прак­тики. При обобщении человеческое мышление включает в себя как объективную, так и субъективную составляющие практической деятельности. Именно по этой причине ошибки при обобщении неизбежны. Если мы умеем находить такие ошибки уже на на­чальном этапе обобщения, значит, мы имеем возможность, уклониться от гносеологических ошибок и более успешно приблизиться к абсолютной истине.

Обратимся теперь к философии. Она не выпадает из общего контекста наших рассуждений. Как известно, естественнонаучные теории можно классифицировать по степени обобщения. Однако все эти теории суть феноменологические.Фундаменталь­ность теории обусловлена глубиной ее проникновения в тайны природы. В конечном счете, не человек навязывает природе свои представления о ней, а природа приоткры­вает свои тайны любознательным исследователям. Чем выше степень обобщения, тем более абстрактным

будет содержание теории. Философия в этом смысле, имеет наи­высшую степень обобщения и, соответственно, наивысшую степень абстрактности. Она однокачественнас научными теориями, и мы можем их сравнивать. Когда мы говорим: "общенаучное"- мы, тем самым, выражаем отношение к обсуждаемому предмету, взятому в его наиболее обобщенной

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter