Философия Августина Аврелия
Материалы / Средневековая философия / Философия Августина Аврелия
Страница 3

Главные идеи остаются прежними: теоцентризм — источником всякого бытия, блага, красоты и справедливости является Бог; креационизм — все существующее сотворено Богом из ничего; провиденциализм — Бог правит созданным им миром, включая поведение отдельного человека; сам человек создан по образу и подобию Бога.

Отцом схоластики называют Боэция (480—524). Именно он сформулировал вопросы, ставшие основными для схоластической философии на несколько столетий: доказательство бытия Бога, свободы воли и совместимость ее с провидением, происхождение мира, природы зла и др. Задачи образования требовали приведения христианской философии в достаточно цельную и последовательную систему. На первом месте в схоластике остается вера, за нею следует знание. Отсюда стремление к тому, чтобы религиозные истины откровения преподнести как разумно необходимое знание. Именно поэтому схоластика разрабатывает методы онтологического доказательства истины. Этот метод определяется для схоластов сверчувственной, трансцедентной природой объектов веры, недоступной никакой другой аргументации.

С конца XII в. постепенно светские интересы начинают оказывать большее влияние на философию. Этому, безусловно, способствует знакомство с физическими и математическими сочинениями Аристотеля. Более реалистический и эмпирический образ мыслей порождает сомнение в правильности онтологических доказательств существования Бога. К XIV в. эти тенденции приводят к скептицизму, который в вопросах светского знания отдает предпочтение опыту, однако сохраняет за истинами веры их мистический характер. Так постепенно назревают падение схоластики и самостоятельное развитие светских наук с начала периода, называемого Новым временем.

Одной из важных проблем ранней схоластики стала проблема универсалий — соотношение общего и отдельного. Вокруг решения этой проблемы сформировались два учения — реализм и номинализм. Крайний реализм, продолжая традиции Платона, утверждал, что реально существует только общее и единое. Все индивидуальное и множественное — лишь обман чувственного восприятия. Вопреки этому номинализм показывал, что реально существуют лишь отдельные предметы. Они образуют множество разнообразных вещей. Все то, что мы называем общим и единым, не имеет никакого значения за пределами языка. Это результат нашей привычки пользоваться терминами. Чем же привлекала отцов церкви эта, казалось, чисто философская дискуссия между реализмом и номинализмом? Дело в том, что в плане решения теологической проблемы для церкви были неприемлемы ни крайний реализм, ни крайний номинализм. Они логически приводили либо к отрицанию реальности божественной Троицы, либо к отрицанию единства Бога.

В первый схоластический период преобладает направление мысли, родственное платоновскому представлению об идеях,— реализм, причем в крайней форме. Выдающийся представитель этого периода Ансельм Кентерберийский (1033—1109), воспользовавшись впервые онтологическим методом, пытался доказать не только бытие Бога, но и специфические христианские догматы веры, такие, как учения о троичности и об искуплении. Ему противостоял И. Росцелип (ок. 1050 — ок. 1120), возглавив уже в XI в. номинализм, в котором возродились в обновленном виде старьте устремления пантеистической концепции, направленные против единства Святой Троицы. Это был первый период расцвета схоластической философии (теологической), когда логика разрабатывается в связи с перешедшими из предшествующего времени исследованиями Аристотеля.

Второй период представили в XII в. П. Абеляр (1079—1142), а затем в XIII в. - Альберт Великий (ок. 1193—1280) и Фома Аквинский (1225/1226— 1274.) Они проявляли все более и более назревающий интерес к светской науке и возникшим отсюда стремлениям дополнить теологию философией, объединяющей все ветви знания. Этому расширению светской проблематики способствовало также знакомство с трудами Аристотеля в латинском переводе через арабских философов предшествующих веков (Авиценна и Аверроэс).

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter